Вернуться к списку публикаций

Все права на данную статью принадлежат автору. Любое воспроизведение, перепечатка, копирование, ввод в компьютерную память или иные подобные системы распространения и иные действия в отношении данной статьи полностью или частично производятся только с разрешения автора, за исключением случаев цитирования в объёме, оправданном целью цитирования, или иных способов использования, допускаемых применимым законодательством. Любое разрешённое использование допускается с обязательным указанием названия статьи, её автора и адреса статьи в Интернете. Запросы на приобретение или частичное воспроизведение данной статьи присылайте на адрес электронной почты: .
страница загружена

В.В. Мартыненко, доктор политических наук, профессор

«Марксистское учение» как катахреза * 

Алогизмы марксистских взглядов на государство, теорию прибавочной стоимости и эксплуатацию в свете современных проблем российского общества

Журнал «Наука. Политика. Предпринимательство.», №3, 2004,  стр.105–125
Журнал «Наука. Культура. Общество.», №1, 2005,  стр.147–162


Я вам, ребяты, на мозги не капаю,
Но вот он — перегиб и парадокс…


Владимир Высоцкий  3 

«Научный» догматизм как фактор торможения социально-экономического прогресса

 
К 

онцептуальные ошибки марксистской теории, в частности, в отношении условий появления и сущности эксплуатации, к сожалению, пустили глубокие корни в умах и воззрениях многих наших социологов, экономистов и политиков, что находит свое проявление в принятии многих экономически необоснованных и глубоко порочных законов и подзаконных актов, регулирующих экономическую, а, следовательно, и политическую жизнь в обществе. В выступлениях различных политиков и политологов, экономистов и социологов, а также профессионалов и любителей в средствах массовой информации по-прежнему муссируется вопрос о том, какое общество и государство мы строим или должны строить: капиталистическое, социалистическое «с человеческим лицом», «сильное» многоконфессиональное, либеральную империю «добра», гражданское с «капиталистическим оскалом» или без и т.д. 4 . Тот факт, что подобный вопрос вообще ставится, также свидетельствует о том, что в нашем обществе, несмотря на смену поколений, глубоко засели многие догмы ленинско-сталинской идеологии, краткого курса истории ВКП(б) и КПСС, которые противоречат и законам диалектики, и логике цивилизованного разрешения социально-экономических противоречий. Если следовать указанным законам, то, во-первых, общественно-экономическое устройство (капиталистическое, социалистическое и т.д.) не может и не должно являться самоцелью 5 . В лучшем случае, оно может рассматриваться лишь как временное средство для ее достижения. Нет никакого смысла «строить» какое-либо общество, если при этом игнорируются интересы человека, экономические мотивы его деятельности, не удовлетворяются разнообразные и меняющиеся потребности членов общества, его социальных структур и не эффективно используются возможности и способности каждого отдельного человека. В конечном итоге все это приводит к торможению социально-экономического прогресса 6 , показателем которого является уровень разделения труда и степень реализации научно-технических возможностей для удовлетворения материальных и духовных потребностей все большего числа членов общества. Во-вторых, не следует отождествлять или жестко привязывать понятия «государство» и «общественно-политическое устройство» к конструкту «экономической формации». В противном случае мы опять скатываемся на рельсы ограниченного классового подхода к определению сущности государства, воспроизводящего все ошибки и алогизмы марксистского учения. При этом, с одной стороны, различные экономически неверные положения теории Маркса и Энгельса (еще и препарированные в собственных интересах Лениным и Сталиным) могут использоваться социально-политическими силами для обоснования своих конкретных политических целей, которые имеют мало общего с экономической теорией как таковой 7 . С другой стороны, многие решения и действия политиков, которые считают, что они не придерживаются никакой конкретной экономической теории, на деле обусловлены влиянием укоренившихся стереотипов и догм, полученных в процессе экономического образования 8 . В результате оказывается, что многие политики, экономисты и социологи (на словах отрицающих марксистко-ленинскую идеологию) по-прежнему призывают нас следовать духу ее порочной практики 9 , что, как показал опыт СССР, чревато не только исправительно-трудовыми колониями и экономическим застоем, но и развалом единого государства. Все это вызывает необходимость проведения критического анализа марксистского понимания государства и его роли в экономической жизни общества, выявления концептуальных ошибок марксистской теории, исследования внутренних закономерностей и противоречий развития государственных институтов и их места в рыночной экономике. Глупо просто «отмахиваться» от марксистской теории как от назойливой мухи, делая вид, что с наследием коммунистической идеологии у нас покончено раз и навсегда 10 , и при этом по-прежнему находиться в плену ряда ее догм.

Жан Жак Руссо писал в «Исповеди», что он долго не мог поверить в доказанную им самим формулу квадрата суммы, пока, наконец, не разрезал квадрат на соответствующие четыре части. Нечто подобное придется осуществить автору при демонстрации основных алогизмов марксистской теории. По нашему мнению, с общеметодологической точки зрения марксистская теория об объективном характере процесса смены общественно-экономических формаций (под влиянием развития производительных сил), которые сопровождаются определенными изменениями в государственном устройстве и законодательстве, может не вызывать особых возражений. Однако только до тех пор, пока основоположники марксизма не начинают давать конкретные характеристики обществу, которое должно прийти на смену капиталистическому, и обосновывать пути перехода к нему. С этого момента в теории основоположников марксизма, возможно, под влиянием политической составляющей их учения 11 , начинают явно проявляться концептуальные ошибки. Эти ошибки впоследствии были воспроизведены и «развиты» их наиболее радикальными политическими сторонниками, что нашло свое воплощение в утверждении административно-командной системы и политической диктатуры в СССР и ряде других стран так называемой социалистической ориентации. В этих странах была реставрирована или заново воссоздана одна из самых жестоких и грубых форм государственной власти, которая, как отмечали те же основоположники марксизма, на протяжении тысячелетий была присуща России. Они называли эту форму государственной власти «восточным деспотизмом» 12 . В новых условиях она только была приукрашена коммунистическими лозунгами. В результате многие логические ошибки, допущенные основоположниками марксизма при разработке своей теории, отрицательно сказались не только на правильности сделанных ими выводов, но и на социально-экономическом развитии стран, «социалистической ориентации». В какой-то мере эти ошибки, укоренившиеся в сознании не только части нашего населения, но и наших политиков, экономистов, социологов, мешают развитию, как российской экономики, так и политической системы, ставят под вопрос возможности сохранения России как единого государства, противодействия центробежным тенденциям, которые в недавнем прошлом уже привели к распаду СССР. Именно поэтому выявление и анализ концептуальных и логических ошибок марксистской теории, как нам представляется, имеет не только теоретическое, но и практическое значение для сохранения единства нашего государства, повышения эффективности государственного регулирования экономики и создания необходимых условий для социально-экономического развития страны.

Напомним, что в соответствии с марксистской теорией основным фактором, определяющим и характеризующим общественное устройство, экономическую формацию общества, является господствующая форма собственности. Считается, что от нее зависят форма производства и распределения материальных благ, или отношения, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг (производственные отношения). Эти производственные отношения на первоначальном этапе способствуют развитию производительных сил (или социально-экономическому развитию общества), однако впоследствии на каком-то этапе вступают с ними в противоречие, становятся их тормозом, что вызывает необходимость их изменения или замены.

Конкретными «носителями» или сторонниками производственных отношений являются лица, представляющие господствующую форму собственности, объединенные в соответствующие классы. Например, в условиях рабовладельческого общества ими являются рабовладельцы, феодального — крупные землевладельцы, капиталистического — собственники средств производства (капиталисты). Из марксистской теории вытекает (хотя в самой теории это обстоятельство не особо подчеркивается), что на определенном историческом отрезке времени все они были носителями исторического прогресса. Именно они детерминировали отношения, которые возникали в процессе производства и распределения товаров и услуг, и способствовали развитию производительных сил общества, общественному прогрессу. Вместе с тем эти же классы на ином этапе, когда поддерживаемые ими производственные отношения становились тормозом экономического развития, олицетворяли собой консервативные реакционные силы, препятствующие историческому прогрессу. В конечном итоге в процессе борьбы они уступали свое место носителям новой формы собственности, которые и определяли следующую форму производственных отношений и общественного устройства.

По мнению основоположников марксизма, каждой форме производственных отношений адекватна своя политическая надстройка в виде соответствующих институтов государства, чью политику и направленность деятельности определяют представители господствующей формы собственности, или класса. При этом государственная власть на определенных этапах могла способствовать, а на других — препятствовать становлению производственных отношений, необходимых для дальнейшего развития производительных сил общества. В свою очередь, при каждой смене производственных отношений происходили изменения в политической элите, в системе государственной власти. Политические деятели, отражающие интересы представителей одной устаревшей формы собственности (класса), уступали свое место тем, кто отражал интересы новой, побеждающей формы собственности. Этот процесс временами приобретал форму революционных переворотов, которые, однако, не столько способствовали, сколько тормозили объективный процесс изменения общественно-политического и экономического устройства. Как показывает весь исторический опыт, в большинстве случаев революция означает насилие над историей, попытку перескочить через необходимые этапы преобразований и адаптации старого к новому, найти более простой и короткий способ разрешения имеющихся противоречий, который на практике оказывается наиболее длинным, болезненным и сложным. С другой стороны, революции, политические перевороты, стихийные бунты становятся неизбежными, если старая политическая власть оказывается не в состоянии вовремя реагировать на изменившуюся ситуацию, идти на компромиссы, возможные уступки и болезненные для нее реформы, вызывая массовые протесты в обществе.

Описанный выше подход к анализу смены общественно-политического устройства выглядит вполне логичным и, как мы отмечали, не вызывает особых возражений до тех пор, пока основоположники марксизма не приступают к характеристике коммунистического общества, экономического и государственного устройства, которое должно прийти на смену капитализму.




* Катахреза [греческое καταχρησις — злоупотребление] — термин традиционной стилистики, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению, причем противоречие это выступает или благодаря необычному соединению слов в переносном значении или благодаря одновременному употреблению слова в прямом и переносном значении. В широком смысле под понятие катахреза может быть подведено всякое употребление слова, при котором забывается его этимологическое значение, — ср. «цветное белье», «красные чернила», «путешествовать по морю».
Подробнее см.  www.feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-1581.htm или Краткая литературная энциклопедия. М., 1966. С.445. «Я все вопросы освещу сполна—/ Дам любопытству удовлетворенье!/…/Теперь я к основному перейду./ Один, стоявший скромно в уголочке,/ Спросил: „А что имели вы в виду/ В такой-то песне и в такой-то строчке?“/ Ответ: во мне Эзоп не воскресал,/ В кармане фиги нет — не суетитесь,—/ А что имел в виду — то написал,—/ Вот — вывернул карманы — убедитесь!» (Высоцкий В. Т.3. С.105. Все ссылки в настоящей статье приводятся по изданию: Высоцкий  В. Собр. соч. В 7 тт. Германия, Velton Verlag GmbH, 1994. — В.М.).

вернуться
3 Высоцкий В. Т. 5. С.223.
вернуться
4 В последнее время вновь возникают научные дискуссии, например, на тему марксизма и утопизма (см. «Вопросы философии». 2004, № 2). Хотя в рамках этой дискуссии можно найти отдельные интересные мысли, однако главные концептуальные и логические ошибки марксизма участниками дискуссии так и не были выявлены. («Мы, граждане, привыкли с давних пор,/ Что каждая идея — есть идея,/ А кто-то там с фамилией Нильс Бор/ Сказал, что чем безумней — тем вернее…». См. Высоцкий  В. Т. 2. С.61.) При этом можно заметить, как одни участники обвиняют своих коллег в предательстве идей марксизма-ленинизма, хотя и признают наличие отдельных устаревших или неверных постулатов в теории классиков. («Да что, товарищи, молчать про капитал, / Который Маркс еще клеймил в известной книге!/ У них — напалм, а тут — банкет, а тут — накал/ И незначительные личные интриги». (Высоцкий В. Т. 3. С.245.) Другие оправдывают причину изменения своих прежних суждений о «торжестве марксистского учения» новым прочтением Маркса и новым видением истории, роли науки и культуры. («У нас — балет, у нас — заводы и икра,/ У нас — прелестные курорты и надои,/ Аэрофлот, Толстой, арбузы, танкера/ И в бронзе отлитые разные герои». См. Высоцкий  В. Т. 3. С.245.) Одни заявляют о том, что ленинско-сталинский социализм, реализованный в СССР, практически полностью соответствовал теоретическим построениям Маркса. Другие — о существенном искажении Лениным и Сталиным марксистского учения. («Ученые, конечно, не наврали./ Но ведь страна искусств — страна чудес,/ Развитье здесь идет не по спирали,/ А вкривь и вкось, вразрез, наперерез». См. Высоцкий  В. Т. 5. С.284.)
вернуться
5 Общественное устройство — это форма, которая необходимо претерпевает радикальные изменения в связи с объективно меняющимися потребностями и научно-техническими возможностями социально-экономического развития, трансформацией естественноисторических и человекоразмерных систем.
вернуться
6 Не страшны дурные вести — Мы в ответ бежим на месте./ В выигрыше даже начинающий. Красота — среди бегущих/ Первых нет и отстающих!/ Бег на месте обще-примиряющий. См. Высоцкий  В. Т. 2. С.93.
вернуться
7 Сосед орет, что он — народ,/ Что основной закон блюдет/ Что — кто не ест, тот и не пьет,-/ И выпил, кстати./ Все сразу повскакали с мест,/ Но тут малец с поправкой влез/ «Кто не работает — не ест,-/ Ты спутал, батя!» См. Высоцкий  В. Т. 4. С.82.
вернуться
8 Что уж говорить о проблемах сохранения фактической сакрализации марксистко-ленинской идеологии для части российского общества, так называемых простых людей, особенно старшего поколения. Они просто оказываются не в состоянии осознать, что многие негативные явления в их жизни непосредственно связаны, во-первых, с последствиями насаждения этой идеологии, политически установленных стереотипов поведения, и, во-вторых, с использованием современными политиками ленинско-сталинской тактики и методов проведения социально-экономических реформ, прикрываясь, правда, уже не коммунистическими лозунгами, а идеями утверждения «демократических» и «либеральных» ценностей. Проявлением указанной сакрализации являются, в частности, многочисленные примеры идеологически окрашенных имен. «Это меньшая, Марэла — Маркс, Энгельс, Ленин. В честь основоположников. Старшая еще есть. Фирка. Та дореволюционного производства», — говорит с гордостью Лобода, герой фильма «Васька» (1989, режиссер-постановщик В. Титов).
вернуться
9 Отметим одно вполне справедливое замечание А. А. Зиновьева о том, что в постсоветской России политические партии и «высшая власть», пытаясь выработать свою политическую идеологию, «идут на поиски национально-русской идеологии. И хотят этого или нет, в подсознании ищущих и творящих идеологии мыслителей маячит образец отвергнутой и поверженной марксистской идеологии». (См. Зиновьев  А. Идеология партии будущего. М., 2003. С110-111). Правда, с большинством идей и теоретических изысканий самого А. А. Зиновьева трудно согласиться.
вернуться
10 Как в свое время у нас было покончено с буржуазной идеологией и моралью, однако перед поездкой даже в «социалистическое зарубежье» советских граждан предупреждали: «Там шпионки с крепким телом,-/ Ты их в дверь — они в окно!/ Говори, что с этим делом/ Мы покончили давно». Подробнее см. Высоцкий  В. Инструкция перед поездкой за рубеж или полчаса в месткоме. Т. 4. С.234.
вернуться
11 Сами основоположники марксизма в своих работах пытались подчеркнуть объективно научную сторону своего учения и теории перехода к коммунистическому обществу. Например, Ф. Энгельс писал: «Если бы наша уверенность относительно надвигающегося переворота в современном способе распределения продуктов труда, с его вопиющими противоречиями нищеты и роскоши, голода и обжорства, опиралась только на сознание, что этот способ распределения несправедлив и что справедливость должна же, наконец, когда-нибудь восторжествовать, то наше положение было бы незавидно, и нам пришлось бы долго ждать.» (Энгельс Ф, Анти-Дюринг. М., 1957. С. 147). Тот факт, что ожидаемого ими «переворота» так и не произошло, сам по себе говорит о том, что научное качество их труда оказалось далеко от совершенства, что в нем присутствует ряд очень грубых логических изъянов, которые и ставят ортодоксальных сторонников данного учения в «незавидное» положение. С этой точки зрения учение классиков марксизма мало отличается от критиковавшихся ими «средневековых мистиков», мечтавших о близком наступлении «тысячелетнего царства», а также от теорий социалистов-утопистов. Однако, к сожалению, это не означает, что, используя идеологическую и популистскую составляющую марксистского учения, различного рода политические авантюристы не могут прийти к государственной власти, установив на время жестокую, а порой и кровавую политическую диктатуру.
вернуться
12 См. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1957. С. 170.
вернуться



«Научный» догматизм как фактор торможения социально-экономического прогресса