Вернуться к списку публикаций
Все права на данную статью принадлежат автору. Любое воспроизведение, перепечатка, копирование, ввод в компьютерную память или иные подобные системы распространения и иные действия в отношении данной статьи полностью или частично производятся только с разрешения автора, за исключением случаев цитирования в объёме, оправданном целью цитирования, или иных способов использования, допускаемых применимым законодательством. Любое разрешённое использование допускается с обязательным указанием названия статьи, её автора и адреса статьи в Интернете. Запросы на приобретение или частичное воспроизведение данной статьи присылайте на адрес электронной почты: .

В.В. Мартыненко

О смысле служения Отечеству

/ Рецензия на новую книгу Р.Г. Яновского /

Журнал «Безопасность Евразии». – № 4 (октябрь-декабрь). – 2005. – С. 618-620

Как все высокие слова, как любовь, добродетель, слава, истина, слово «патриотизм» иногда употребляется во зло непонимающими его людьми для обозначения вещей, не имеющих ничего общего с истинным патриотизмом; потому употребляя священное слово «патриотизм», часто бывает необходимо определять что именно мы хотим разуметь под ним.
Н.Г. Чернышевский
Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен.
Н.А. Добролюбов
Отчего же люди прилепляются сердцем к степям диким, к лесам дремучим, к странам, засыпанным снегами? Кто виною чудесной привязанности сей? Никто, кроме тебя, о любовь к Отечеству! Ты вселяешь в душу неизъяснимую привязанность к родным источникам, к родным лесам, даже к самым бесплодным пескам Отечества. Ты вселяешь необоримое влечение к Родине!..
Ф.Н. Глинка
Любовь к отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь; в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и в благородном негодовании против того, что замедляет путь к совершенствованию…
Н.А. Некрасов
Н

овая книга Р.Г. Яновского *  является значительным событием в нашей интеллектуальной жизни. Рудольф Григорьевич Яновский — известный отечественный обществовед, крупный организатор науки и общественный деятель. Его труды хорошо знает широкая философская и научная аудитория у нас и за рубежом. Новое исследование Р.Г. Яновского посвящено обоснованию концепции патриотизма, анализу проблем патриотической идентичности россиянина, выявлению места идеологемы государственного патриотизма в системе формирующейся ныне российской идеологии. В книге предпринята попытка осуществить проблемно-критический анализ исходных культурно-исторических, теоретических и методологических предпосылок становления российского патриотизма. Интеллектуальный фон, на котором разворачиваются его нынешние философские изыскания, достаточно широк. И хотя в современной ситуации патриотизм становится актуальнейшей проблемой социальной философии, фундаментальной социологии и неклассической концепции воспитания, тем не менее, эта проблема до сих пор остаётся малоизученной, а нередко и вовсе замалчивается. Показательна в этом смысле позиция части современной российской интеллигенции. Достаточно сказать, что даже в четырёхтомной «Новой философской энциклопедии» 1  не нашлось места для статьи, дающей философскую трактовку патриотизма. Изучение этого феномена требует новых подходов, нестандартных мыслительных ходов, глубокой академической культуры исследования. Книга  Р.Г. Яновского вносит существенный вклад в познание разнообразных проявлений патриотизма в сознании социума, в философии, политике и в повседневности, а также в обоснование позиции просвещённого патриотизма.

В первую очередь автором задаётся концепт патриотизма. В начале книги автор даёт ответ на два главных вопроса: каков предмет исследования и, каким образом этот предмет мог бы оказаться познаваемым. Он даёт чёткую теоретическую формулировку этой проблемы, с помощью которой могут быть определены направления исследования патриотической позиции. Правда, автор, к сожалению, не смог расширить сферу философского и социологического интереса до критики некоторых форм патриотизма (например, сверхдержавный патриотизм в современных Соединённых Штатах Америки) как социального явления, чем не просто расширил бы, но сильно усложнил бы задачу своего исследования. А устойчивость предложенной автором системы идей при таком расширении и усложнении предмета потребовала бы пересмотра структуры и фундаментальных характеристик самого патриотизма.

Исследование  Р.Г. Яновского проникнуто не только чисто академическим духом, оно полно душевных переживаний, внутренней боли за судьбы России и русского народа, автор стремится разработать собственный проект «сбережения народа», защиты страны от бед и невзгод, продумать перспективы национального развития.

Благородство авторской позиции — в исчерпывающем раскрытии смысла любви к Родине как высшей ценности человека. Именно как состояние животворной любви к Отечеству и определяет Р.Г. Яновский российский патриотизм, это состояние осуществляется через постоянное творчество души человека, его добросовестный труд, ориентированные на благополучие и безопасность России.

Говоря о мировом контексте рождения патриотической идеи, патриотизме как явлении общественной мысли, следует иметь в виду всю его социальную и политическую неоднозначность. Действительно, в любви к Родине многие исследователи видят наиболее интимное и непроизвольное внутреннее побуждение личности. Это побуждение, как полагает Петер Слотердайк, казалось европейцам новым комплексом политических чувств, возникшим в восемнадцатом и девятнадцатом столетиях из соединения радости быть буржуа с необходимостью заниматься политикой. «То, что вначале было непроизвольным политическим движением души, в течение XIX века было планомерно превращено в политическую идеологию, а в XX веке обрело чрезвычайный накал и сделалась системой политического безумия. Различные виды национализма в Европе реально представляли собой комплексы убеждений и страстей, которые индивиды, казалось, обнаруживали в себе как нечто, появившееся совершенно естественно, „от природы“, и в своей простодушной наивности честно могли сказать о них: это — Я, таковы самые глубокие и самые сокровенные чувства моего Я, таковы наиболее подлинные порывы моего собственного политического разума. Мы, немцы, возможно, только тогда ещё способны сопереживать столь прекраснодушным проявлениям патриотизма, когда замечаем их у пришельцев из дальних стран, где едва забрезжил первый свет патриотической рефлексии и царит невинность начала. Разве не появлялась у многих немецких левых задумчивая и вымученная улыбка, когда они слушали песни чилийских социалистов-эмигрантов с припевом: „Родина или смерть?“. Давно минули те времена, когда эти слова могли ассоциироваться у нас с прогрессивными и патриотическими устремлениями; слишком долго национальное чувство было узурпировано реакцией». 2 

Теперь, когда опубликована последняя книга Р. Яновского, можно говорить о цельной и оригинальной концепции патриотизма, предложенной им. Её идеи и основные контуры были намечены автором значительно раньше, в ряде статей последних десятилетий прошлого века.

Рецензируемая книга — это концентрированное выражение и дополнение ранее высказанных Р.Г. Яновским идей, масштабное осмысление новых факторов возрождения России. Она даёт систему исследовательской методологии, целый ряд стержневых теоретико-методологических доминант понимания патриотизма, причём многие из них были впервые сформулированы Р.Г. Яновским.

К ним относится, прежде всего, исследование фундаментальных аспектов взаимообусловленности российского патриотизма, философский анализ патриотизма как проекта гуманизации смысла жизни, комплексный анализ процесса накопления духовно-нравственного патриотического потенциала современного социума. В начале 60-х годов прошлого века, после ряда безуспешных попыток разработать идеологические параметры патриотизма, философы и социологи оказались просто вынужденными внятно поставить вопрос об основаниях патриотизма. Прямым результатом последовавших бурных дискуссий стало общепринятое теперь убеждение, что эффективно обсуждать проблему патриотичности можно, лишь представляя её в качестве фрагмента весьма разнородной и к тому же исторически меняющейся социокультурной реальности. Не менее важный аспект — фундаментальная проблематика места и роли патриотизма в человеческом бытии. В центре своего исследования Р.Г. Яновский как раз и располагает варианты концепции патриотизма, значительно более чувствительные к его философскому контексту. Автор вводит в поле своего исследования тематику, собственно и порождающую проблему философского ракурса исследования патриотизма, — тематику мировоззренческой напряжённости патриотической позиции, смысла идеологии служения Отечеству, соотношение интеллигентности и культуры патриотизма. «Наша задача, — пишет автор, — вычленить из процесса развития всё лучшее, самое патриотичное в человеке и нивелировать возможные негативные идеи лжепатриотизма, так как от тщательного анализа культуры, классификации её проявлений зависит понимание самой методологии, её становления, теперешнего состояния, перспектив её воздействия на всё пространство жизнедеятельности, а также на социокультурную среду». 3 

В этом солидном многоплановом исследовании не только намечен путь решения указанных проблем, но и дан глубокий анализ сложноструктурированной традиции во взаимообусловливании «российскости» и европеизма, выявлены исторические корни российского патриотизма. Эта взаимообусловленность совмещает основные исторические и социокультурные формы, логика которых в свою очередь определяет способ рассмотрения патриотического сознания.

Новизна конструкции монографии определяется, прежде всего, установкой на выявление азиатской компоненты в становлении российского государственнического патриотизма XXI века, базирующейся на результатах исследования выдающегося отечественного учёного, академика РАН  М.Л. Титаренко, изложенных в монографии «Россия: безопасность через сотрудничество. Восточно-азиатский вектор». 4 

Заметный недостаток исследования — отсутствие развёрнутой концепции соотношения патриотизма и демократии. Демократические институты — это своего рода компромисс перед обществом: мы видим, что в любой этатистской конструкции демократического типа есть и тюрьмы, и лагеря, и исправительные учреждения, и в зависимости от состояния экономики, социальных отношений, от мощности этих компромиссов где-то эти тюрьмы лучше, а где-то хуже. Но сущность их от этого не меняется. Так, в США «события 11 сентября и то, что последовало за ними, были подтверждением и радикальным усилением многих тенденций, и до того имевших место, по сути, в направлении корпоративистского, тоталитарного полицейского государства, глобального по своему масштабу. Собственно говоря, ограничение многих свобод в атмосфере, в которой „нулевая терпимость“, т.е. полная нетерпимость, демонстрируется как добродетель, даже как „патриотизм“, происходило во многих сферах жизни Америки и до сентябрьских событий. Численность заключённых возросла до рекордного уровня, так что страна примерно с 5% населения мира стала гордым обладателем почти 25% населения мировых тюрем; школы, одержимые безопасностью, начали напоминать тюрьмы — во всяком случае, старомодные тюрьмы, — хотя, может быть, ещё не современные супертюрьмы — в большей степени, чем это могло присниться критикам нашей системы образования поколение назад; печать, радио и телевидение во всё большей степени подпадали под контроль нескольких мегакорпораций, и так далее. „Свобода“ фактически перестала быть очень популярным словом — не считая его военного использования с горечью, быть может преднамеренной, в таких названиях, как „Операция Живучая свобода“ или, позднее, „Операция Свобода Ираку“, — за исключением единственного контекста, в котором его распевали как мантру со всё возрастающим рвением: так называемый „свободный рынок“… Здесь я хотел, прежде всего, выразить ту мысль, что те политические философы, которые в этих условиях продолжают сосредоточиваться в первую очередь на теориях права и свобод, демократии и мира, выходят на сцену, по выражению Гегеля, слишком поздно и занимаются утопией, глядя назад. Я не осуждаю утопическое мышление как таковое, но думаю, что у нас есть также обязанность писать и говорить о мире, каков он действительно есть… Конечно, я надеюсь, что кошмарный мир, обрисованный мной, внезапно исчезнет — не будет больше Бушей и Шаронов, не будет террористических бомбёжек, львы улягутся рядом с ягнятами, свиньи будут летать…». 5  Отсюда ясно, сколь сложно обстоит дело с проблемой патриотизма (или гипердержавного патриотизма) при современных демократических режимах.

Р.Г. Яновским обстоятельно рассматриваются и убедительно аргументируются другие положения концепции патриотизма, которые исследуются в масштабе глобальных изменений современного мира: формирование российского патриотизма в XXI веке как научная проблема, смысл идеологии служения Отечеству, экология патриотизма, соотношение интеллигентности и культуры патриотизма.

Думается, что решение проблем патриотизма, данное в книге, будет содействовать возрождению России, её процветанию и свободному развитию, возврату её в группу стран — мировых лидеров.

Книга будет интересна широкому кругу читателей, особенно социологам, философам и управленцам различных уровней. Думается, существенную пользу принесёт она преподавателям, научным работникам, аспирантам и студентам.

В.В. Мартыненко. О смысле служения Отечеству