Вернуться к списку публикаций
увеличить/уменьшить шрифт
Все права на данную статью принадлежат автору. Любое воспроизведение, перепечатка, копирование, ввод в компьютерную память или иные подобные системы распространения и иные действия в отношении данной статьи полностью или частично производятся только с разрешения автора, за исключением случаев цитирования в объёме, оправданном целью цитирования, или иных способов использования, допускаемых применимым законодательством. Любое разрешённое использование допускается с обязательным указанием названия статьи, её автора и адреса статьи в Интернете. Запросы на приобретение или частичное воспроизведение данной статьи присылайте на адрес электронной почты:
часть вторая

Владимир Мартыненко, доктор политических наук, профессор

Социально-политическая изнанка
монополии денежной власти в России

Журнал «НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО.», № 5, 2006,  стр. 96–110

 первая 

Часть 

 вторая 

 третья 

 

наследство
золотого
фетишизма
К сожалению, в нашем (и не только в нашем) обществе глубоко укоренилось представление о деньгах как о каком-то особом сверхъестественном товаре или явлении. Соответственно и проблема инфляции, т.е. обесценение денег представляется в виде какого-то непонятного разгула стихии, противостоять которой могут лишь правительство вместе с центральным банком, выступающие в этой своей ипостаси в роли особого министерства по чрезвычайным ситуациям. При этом для целого ряда «теоретиков», одновременно упрощающих и камуфлирующих проблему денег и инфляции, не замечая принципиального различия между сущностью и формой денег, деньги по-прежнему ассоциируются исключительно с золотом, которое то ли с божьей помощью, то ли с помощью дьявола победило в рамках бартерных отношений все остальные товары, претендовавшие на роль денег. Почему у кого-то из наших давних предков вообще появилась идея поменять какой-либо пригодный для употребления товар на практически бесполезный в то время для человеческой жизнедеятельности металл, в этой денежной теории так и не раскрывается. 3  Не раскрывается, поскольку в большинстве экономических теорий практически полностью игнорируется социальная природа денег, а существующие трактовки денег в рамках социальных теорий недооценивают их кредитную сущность, 4  поскольку основное внимание в них уделяется анализу различных форм денежных отношений в обществе.

Между тем, с одной стороны, само появление денег потребовалось в результате образования в процессе разделения труда сравнительно большой группы относительно независимых свободных социальных субъектов (переставших существовать в качестве членов однородных и вертикально управляемых социальных групп в виде рода, племени или общины), взаимосвязи межу которыми стали строиться по горизонтали. Это означает, что появление денег, их последующее распространение и изменение формы характеризуют процесс расширения относительной свободы индивидуума в человеческом обществе, необходимой для наиболее полного раскрытия его способностей и возможностей. С другой стороны, указанная свобода означала необходимость нахождения замены той формы кредитных отношений, существовавшей в рамках племени или рода (похожие на отношения в отдельных семьях, обеспечивающих условия развития подрастающего поколения), без которых оказывается невозможным никакой прогресс производства товаров и услуг, основанный на индивидуальной свободе и частной собственности.

Логично предположить, что относительно независимые производители товаров и услуг, пользовавшихся наибольшим спросом, по необходимости должны были оказаться в роли кредиторов других членов общества, поскольку все, что эти «другие» могли предложить им взамен, они по определению должны были уже иметь. Это означает, что сами товары повышенного спроса, имевшие конкретные потребительские качества (зерно, скот 5  и т.п.), несмотря на устоявшуюся точку зрения, никогда не могли выполнять денежных функций, хотя на них и обменивались все остальные производимые в том или ином обществе товары и услуги. Причем сам по себе такой товарообмен не мог обеспечить расширения объема и развития структуры товарного производства, а, следовательно, вызвать потребность в деньгах. Для этого необходимо было становление кредитных отношений между производителями и потребителями товаров и услуг, в рамках которых кредиторами могли стать только производители товаров, пользовавшихся повышенным всеобщим спросом. И именно для этих производителей-кредиторов и могли потребоваться деньги как инструмент, фиксирующий их права и особый статус по отношению к остальным членам общества, выступавших в роли должников. Поэтому функции денег могли приобрести лишь такие предметы, которые сами по себе имели бы маргинальные потребительские свойства для их обладателей, но которые кредиторы готовы были принять взамен выдаваемого ими товарного кредита в качестве признания данного факта, фиксации своей социальной роли и особых прав. Скорее всего, в качестве таких вещей первоначально могли оказаться предметы, представлявшие собой сакральные атрибуты, которыми наделялись в недавнем прошлом старейшины общин, главы племен и т.д. за свою роль и заслуги, по сути, сравнимые с формой кредита для их соплеменников. Эти атрибуты в разных географических поясах человеческого пребывания, естественно, были различными (жемчуг, раковины, камни, шкуры отдельных животных и т.п.), но только там, где они включали золотые украшения, похоже, создались условия для наиболее быстрого развития товарного производства, которое в дальнейшем захватило основную часть территориального и экономического пространства на земле. Здесь уже, вероятно, сыграли свою роль внутренние свойства золота (которое со временем стало обмениваться на вес, 6  а не в виде примитивных украшений, а его добыча превратилась в отдельную сферу человеческой деятельности): делимость, однородность, долговечность и другие. Все эти качества оказались необходимы для полноценного исполнения функции денег, обеспечивающих процесс развития товарообмена и кредитных отношений. 7 

Вместе с тем за блеском золотого обличья от взоров людей на время ускользнула кредитная природа самих денег. Многим трудно понять и сегодня, что золотое содержание являлось только временной формой денег. Эта форма была необходима и возможна лишь в условиях, когда, во-первых, в обществе не сформировались институты, которым относительно независимые и самостоятельные экономические субъекты доверили бы фиксацию и обеспечение своих прав и обязанностей в рамках реализации кредитных отношений между производителями и потребителями товаров и услуг. С появлением и развитием банков 8  кредитная природа денег вновь стала проявляться на свет, но до возникновения надежной двухуровневой банковской системы и механизма ограничения ненасытных финансовых аппетитов государственной власти этот свет еще долгое время продолжал затмеваться золотым сиянием. Во-вторых, золото как недостаточно эластичная форма денег могло сохраняться в этом качестве только до тех пор, пока уровень научно-технических знаний, разделения труда, объемы и структура производства товаров оставались сравнительно низкими. При этом значительная часть трудоспособного населения не представляла собой самостоятельных экономических субъектов (рабы, крепостные), что само по себе предполагает невысокую степень разделения труда и развития товарного производства, преобладание натурального хозяйства. В-третьих, — пока само золото не стало активно использоваться не только в ювелирном деле, но и в промышленном производстве, т.е. пока оно в полной мере не превратилось в товар, обладающий конкретными потребительскими качествами и спросом.

Следует также отметить, что активное участие государства в «производстве» золотых монет (это участие, в основном гарантирующее пробирное качество монет, на определенном этапе частично отвечало потребностям развития товарного производства) стало скрывать тот факт, что сами по себе деньги являются результатом наличия свободной экономической деятельности индивидов, а не государственного благодеяния. Вместе с тем постоянные попытки государства как института, приобретшего монопольное право на легитимное насилие, формально в интересах общественного благополучия, монополизировать и право на денежную эмиссию, осуществляя ее в безграничных масштабах (путем мошенничества при выполнении «пробирной функции», выпуска медных и бумажных денег), что характеризует собой одни из первых шагов в направлении становления тоталитарной власти в государстве с любой формой правления, неизбежно приводили к крупномасштабной инфляции. Поскольку все это в конченом итоге отражалось плачевным образом не только на экономике, но и на правящей элите, в обществе сохранялась потребность в сохранении за золотом денежных функций, так как его ограниченная эластичность служила хотя бы частичной гарантией сдерживания тоталитарных устремлений авторитарной власти.

Вместе с тем в это же время происходило становление кредитной (банковской) формы денег, представленной банкнотами, которые, хотя были отпечатаны на бумаге, но в отличие от бумажных денег государства пользовались куда большим доверием со стороны экономических субъектов, активно вытесняя золото из денежного обращения. Это привело к тому, что в различных странах государственная власть, испытав фиаско с эмиссией бумажных денег для финансирования своей деятельности, обратило свой взор в сторону коммерческих банков, пытаясь установить свой контроль над ними. В результате были заключены соглашения с отдельными банками, которым взамен на кредитование государства предоставлялось монопольное право на эмиссию банкнот. От указанных банков ведут свою родословную многие из существующих ныне центральных банков европейских стран. Заключив союз с банкирами и образовав, как теперь бы сказали, частно-государственное партнерство, (отметим, что сам факт наличия такого института является качественным индикатором, характеризующим тенденцию к образованию тоталитарного государства) государственная власть тем самым стремилось использовать выгоды от эксплуатации и злоупотребления доверием, которое стало складываться в обществе по отношению к банкам и кредитным деньгам. Неприглядную роль в этом деле играли и сами банки, которые пошли на указанный сговор. 9  Получив с помощью власти монопольные привилегии и, естественно, используя их в коммерческих интересах в своей конкурентной борьбе с другими банками, они нанесли существенный удар по складывающейся банковской системе в целом и доверию к кредитным деньгам. Не случайно процесс появления будущих центральных банков практически во всех странах сопровождался банкротством многих коммерческих банков, в том числе потому что, лишившись права на банкнотную эмиссию, они вынуждены были обратно менять свои банкноты на золото. Но объемы золота у банков уже, естественно, не соответствовали количеству банкнот, эмитированных ими за счет кредитной эмиссии. В результате возникала паника среди клиентов, начинались массовые банкротства, резкое снижение деловой активности и объемов товарного производства, что негативно сказывалось и на политической ситуации в обществе, а также на общем доверии к банкам и их обязательствам, включая новых монополистов.

В выигрыше, если можно так сказать, вновь оказывалось золото, хотя само оно уже к этому времени стало явно уставать от денежной роли. Помимо бесполезной растраты сил и времени на производство золотых монет, которые еще и стирались в процессе обращения, объемы золотодобычи уже перестали соответствовать возрастающей потребности в денежно-кредитных инструментах в результате накопленного потенциала ускоренного экономического развития и произошедших изменений в социальной структуре общества. В результате тесное «партнерство» государственной власти и банков-монополистов в конечном итоге оказалось пагубным для обоих партнеров, вызывая острые экономические и политические кризисы, бунты и перевороты, а также способствуя обесценению внедряемых с помощью власти банкнот. В конечном итоге государственная власть в ведущих странах мира после череды экономических кризисов (особенно Великой депрессии 1929-1933 гг.), революций и войн вынуждена была осознать этот факт, что проявилось в формировании полноценной двухуровневой банковской системы. При этом центральным банкам, с одной стороны, была предоставлена относительная независимость от исполнительной власти, а с другой — были установлены мощные преграды на пути возможного стремления центральных банков преследовать свои собственные коммерческие цели. На центробанки была также возложена обязанность по обеспечению стабильности банковской системы и банковских расчетов. Указанное обеспечение стабильности предполагает наличие действенного механизма рефинансирования коммерческих банков, в значительной степени гарантирующего исполнение ими текущих денежных обязательств перед своими клиентами; системы страхования банковских депозитов (как физических, так и юридических лиц), а также такой системы ликвидации банков, при которой возможные потери для большинства клиентов ликвидируемых банков являются минимальными. Конечно, нельзя утверждать, что в настоящее время в ведущих странах мира полностью исчезли попытки государственной власти навязать свою волю банковской системе и использовать ее возможности для финансирования своей деятельности. Но в целом ситуация кардинально отличается от той, которая существовала в первой трети XX в., не говоря уже о временах зарождения нынешних центральных банков. Сегодня в этих странах банковская система в целом (а не только центральные банки) является источником формирования необходимой денежной массы для экономики. В этом процессе активно участвуют коммерческие банки, благодаря их кредитной (она же депозитная или депозитно-чековая) эмиссии. Деньги, эмитированные коммерческими банками (их денежные обязательства перед представителями реального сектора экономики), в ведущих странах мира составляют порядка 80-95% от общего объема денежной массы, которая также включает в себя наличные деньги (банкноты, или денежные обязательства) центральных банков.

В отличие от ведущих стран мира Россия в лице СССР пошла принципиально иным путем, оптом 10  уничтожив коммерческие банки и возможность их участия в денежной эмиссии. В результате деньги, как и советские граждане, были существенно ущемлены в правах и перестали реально выполнять свои функции. Советский рубль прочно приобрел в народе эпитет «деревянный», хотя, формально, купюры Госбанка СССР объявлялись обеспеченными золотым запасом страны, что, кстати, создавало у населения иллюзию (у части россиян она до сих пор сохраняется) о том, что золото и является настоящими деньгами. Мощным отголоском этих иллюзий, объединенных понятием «золотой фетишизм», в головах нынешних представителей денежных властей в России является представление о том, что эмиссия денег центральным банком должна обеспечиваться какими-то другими «настоящими деньгами», а не сама обеспечивать денежно-кредитную эмиссию коммерческих банков в необходимых для экономики объемах. Правда, золотой фетишизм у нас плавно перешел в валютный. 11  При этом общая ситуация в современной России, касающаяся деятельности и ответственности денежных властей, к сожалению, очень напоминает период, который экономика и банковский сектор современных ведущих стран мира испытывали во времена зарождения своих центральных банков. Банк России, согласно закону не имеющий коммерческих интересов, на деле сохраняет исключительные возможности для их реализации. Фактические размеры денежной массы в рублях 12  определяются исключительно объемами денежной эмиссии (денежных обязательств) Банка России. Кредитная активность российских коммерческих банков в лучшем случае лишь способствует увеличению скорости обращения денег Центрального банка РФ.

«деньги из тумбочки»Для неискушенного в экономической и социальной теории россиянина представление о деньгах близко к обыденному пониманию их как монет и бумажных купюр, которые «печатаются» центральным банком, напрямую ассоциируемым с образом государства. В определенной степени это также является наследием эпохи «развитого социализма» советских времен. Однако такое поверхностное представление о деньгах оказывается выгодным для правительства и центрального банка, которые позиционируют себя в качестве главного источника денег в экономике, естественного монополиста, обладающего эксклюзивным правом на денежную эмиссию. Не случайно в российской конституции закреплено положение, согласно которому «денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации». При этом никто из разработчиков текста конституции почему-то не задался вопросом о том, каким образом Банк России сможет определять потребности экономики в денежных средствах, если непосредственных контрактов с представителями реального сектора экономики он иметь не будет. Кстати сказать, то обстоятельство, что Банк России не имеет непосредственных контрактов с российскими производителями и потребителями товаров и услуг, могло бы обратить на себя внимание наших «популярных» экономистов, которые выступают в поддержку сохранения за Банком России монопольного и исключительного права на денежную эмиссию. Как он один может определять потребности экономики в деньгах, если, не имея непосредственных контрактов с производителями и потребителями товаров и услуг, он не может обладать необходимой информацией об их потребностях в кредитах и о наличии у них возможностей по расширению объемов производства товаров и услуг, которые могут быть востребованы нашим обществом. Неужели чиновники, которым будет суждено попасть в Банк России, обладают или приобретают какие-то сверхъестественные способности и знания? Различные «эксперты» действительно пытаются создать для нас впечатление, что Банк России — это маг или волшебник по определению, некий финансового гуру, который один может неизвестно из чего и на каком основании создавать столь же неизвестную субстанцию как деньги, а также способен определять их необходимое количество для реализации имеющегося потенциала социально-экономического развития страны.

Между тем, если мы даже ограничим наше понимание денег обыденным представлением о них как о бумажных купюрах, можно было бы задуматься хотя бы над тем, как эти эмитированные Банком России купюры попадают в экономику, т.е. к нам с вами как участникам хозяйственного процесса, производящим товары и оказывающим услуги друг другу (в значительной части опосредованно). Нам вроде все кажется здесь понятным и не требующим никаких дополнительных разъяснений. Многие ответят на вопрос о том, как к ним попадают деньги, следующим образом. Мы работаем в организации, нам начисляют зарплату, бухгалтер снимает наличные деньги со счета в коммерческом банке и выдает нам на руки. Вопрос, откуда эти деньги поступают в коммерческий банк, как правило, уже не рассматривается. Однако ответ на него далеко не так очевиден, как может показаться на первый взгляд. Ведь коммерческие банки — это не отделения Банка России, они эти банкноты не печатают, а Банк России не раздает эти деньги им в качестве подарков. В коммерческие банки наличные деньги поступают от населения, например в виде вкладов, или от предприятий торговли в виде выручки (зачисляемой на их счет в банке), полученной от того же населения. Коммерческих банк, конечно, может снять наличные деньги со своего счета в Банке России, но только в пределах уже зачисленных на этот счет денежных средств, которые внесли его учредители и он сам или которые поступили от его клиентов (предприятий и населения). Иными словами, при прочих равных условиях, мы получаем деньги из коммерческого банка, а коммерческий банк нам может выдать только то, что от нас же ранее получил. В результате, ситуация с ответом на простой вопрос о том, как к нам попадают деньги, начинает напоминать известный анекдот. «Судья спрашивает у подсудимого, откуда у него деньги. Тот отвечает — из тумбочки. — А как они появляются в тумбочке? — Жена кладет. — А где жена берет деньги? — Я даю. — А Вы откуда их берете? — Я же уже ответил — из тумбочки». Так и в нашем случае. То, что мы часто понимаем под деньгами (наличные купюры), мы получаем из коммерческого банка, в который мы предварительно эти деньги должны были положить. Коммерческие банки, если следовать букве конституции, не имеют права на денежную эмиссию, таким правом обладает только Банк России. Но Банк России не работает (за исключением регионов, где нет коммерческих банков) с населением и предприятиями: он им деньги не выдает и от них не получает. Тогда как вообще чудесно «созданные» нашим Банком России денежные средства попадают к нам (хотя, правда, и не ко всем нам) в руки? Это становится особенно интересно в связи с тем, что нам постоянно твердят о том, что денежная масса в стране увеличивается, и вообще денег в экономике оказалось столько много, что растет инфляция, и поэтому деньги необходимо «стерилизовать» (грубо говоря — кастрировать), в том числе путем создания и увеличения Стабилизационного фонда правительства.

Известно, что Банк России не устраивает благотворительных акций по раздаче напечатанных им рублей нашим гражданам и не разбрасывает их с вертолета или самолета. Кстати, подобные акции на полном серьезе предлагают проводить некоторые весьма известные экономисты, причем не только в нашей стране, которые под деньгами, как и большинство наших сограждан, понимают исключительно бумажные купюры, необходимые, по их мнению, главным образом только для расчетов за товары и услуги. При этом, как и наши законодатели, они считают, что определять необходимые количественные параметры такой денежно-бумажной массы и их соответствие потребностям экономического обмена способны какие-то сверхразумные существа, которые находятся в государстве или в центральном банке. Однако даже Банку России понятно, что если разбрасывать денежные купюры с вертолета, на кого бог пошлет или в виде манны небесной, то они моментально превратятся в ненужные никому бумажки, и главными специалистами по этим деньгам станут дворники. Между прочим, этот процесс очень хорошо был описан М. Булгаковым в «Мастере и Маргарите». Надо только понять, что выпущенные Воландом и посыпавшиеся на голову москвичам червонцы исчезли не потому, что они были эмитированы дьяволом, а не советским государством или его Госбанком СССР, а потому, что были получены их приобретателями «на халяву». Они не являлись свидетельством о вкладе их получателей в производство товаров и услуг. 13  Не предоставлялись они и под обязательства получателей обеспечить производство товаров и услуг на соответствующую денежную сумму. Булгаков вместе со своим Воландом в данном случае высмеивает голубую мечту и надежду многих граждан, что они могут получать права на удовлетворение своих потребностей без соответствующего подкрепления этого права обязательствами и усилиями со своей стороны. Описанная Булгаковым ситуация, если задуматься, помогает понять, что деньги — это не просто напечатанные государством, центральным банком или кем-либо еще «бумажки».




3 С нашей точки зрения многое проясняет этимология (этимология не столько наука о происхождении слов, сколько наука о сокрытых их значениях; έτυμον — буквально «сокрытый» έτυμος — правда, истина) слов обозначающих те или иные понятия, предметы или процессы. Обычно считается, что наименование многих бывших и современных денежных единиц ведет свое начало от названия материала, из которого изготовлялись соответствующие монеты. Таковы, например, польские злотые, библейские серебряники. Однако, возможно, что все как раз наоборот. Название материала происходит от наименования использовавшихся денежных единиц. Так, не исключено, как нам представляется, что русское слово «золото» может происходить от арабского слова ﻁﻟﺯ [залат#], произносится практически также как «злато» в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»: «Там царь Кащей над златом чахнет; / Там русской дух… там Русью пахнет!» или в ответе пушкинского Мефистофеля: «Корабль испанский трёхмачтовый, / Пристать в Голландию готовый: / На нём мерзавцев сотни три, / Две обезьяны, бочки злата, / Да груз богатый шоколата, / Да модная болезнь: она / Недавно вам подарена». («Сцены из Фауста» А.С. Пушкина), которое в современном Йемене значит «деньги», в других арабских странах — «камни», «булыжник». То, что камни использовались в качестве денежного средства, не вызывает сомнений. Можно также сравнить звучание русского слова «камень» и арабского ﻥﻤﺨ — [хамман], которое означает «приблизительно оценивать». Кстати, древнерусское «алтын» происходит от тюркского названия золота. На иврите наименование серебра и денег совпадает: כסף [КСП]. Арабское ﻕﺭو [ВРГ] (вирг) «серебро», «чеканные деньги» (того же корня латинское «аргентум») дало в русском «гривна». Интересно, что эту денежную единицу вешали на шею, а по созвучию она близка русскому слову «грива». Причем, иногда, при определении этимологии слова «гривна» говорят, что, мол, оно происходит от слова «грива», что, конечно же, неверно. Автор с гордостью хотел бы отметить, и поблагодарить Мартыненко Сергея Владимировича за идею заглянуть в арабский словарь и помощь в поиске, написании и трактовке всех арабских слов в настоящей статье.
вернуться
4 Кредит. От арабского ﺽﺭﻗ [к#арад#а] или ﺽﺭﻗﺃ [´к#рад#а] «давать деньги на определенное время с условием возврата». Вещь рискованная. Недаром созвучие с русским «украдут». Часто так и происходит. Кстати, и в арабском языке второе значение этого корня — «пропадать». Поэтому процесс кредитования с древности мог происходить исключительно при наличии особого доверия. По этой причине в латинском языке слово кредо означает «доверять». Отметим также, что известное из бухгалтерии слово «дебет» происходит от арабского ﻁﺒﻀ [д#абат#], которое означает «регистрировать, фиксировать».
вернуться
5 В сфере денежных отношений, как и в любой другой сфере человеческой деятельности, большая часть терминов не является мотивированной. Для названия денег может быть использован способ изготовления денег. Например, что касается происхождения арабского названия серебра, то оно проистекает от арабского же ﻕﺍﺭﺃ [´ара:к# (´ара:г#)] «лить». Мы знакомы с этим корнем по русскому слову «река». Такая схема наблюдается и в русском слове «серебро», от арабского ﺏﺭﺴ [сараба] «литься», и в арабском ﺔﻀﻓ [фид#д#а] «серебро» от арабского ﺽﺍﻓ [фа:д#а] «разливаться». Это понятно. Можно считать, что во всех этих названиях отражена технология изготовления серебряных изделий. Арабское ﺔﮐﺴ [сиккат] «монеты», в буквальном переводе означает «чеканка». Часто это обозначение денег путают со словом «скот». Есть этимологии, которые сближают эти два слова. Тем более, связь кажется логичной. Скотина всегда использовалась в качестве одного из наиболее ходовых (во всех смыслах) товаров. В арабском языке слово ﻝﺎﻤ [ма:л] означает «скот», но [ма:л] также — «деньги, финансы». Причем и то и другое буквально переводится на русский «как то, что принадлежит».
вернуться
6 Считается, что первая серебряная монета шекель появилась в Месопотамии. Слово арабское и означает «вес» (ﻝﻗﺜ), что понятно, поскольку для определения и проверки денежного достоинства монеты взвешивали.
вернуться
7 Археологические источники гласят, что Rex metallorum (царь металлов), а именно так называли золото алхимики, был одним из первых металлов, к употреблению которых прибегло человечество. Однако далеко не везде в древности золото рассматривалось как драгоценный металл, в частности, в местах, где его по сравнению с другими металлами было легче найти и обработать. И в этих местах денежные функции золото приобрело значительно позже. В этой связи становится ясно, почему, например, оружие и предметы домашнего обихода, найденные при раскопках на территории северной Европы, делались из золота, и только отдельные части — из железа: производители могли свободно распоряжаться золотом и должны были экономить на железе. Мы уже не говорим уже о «туземцах» американского и африканского континентов, которые использовали золото задолго до открытия ими других металлов, но не придавали ему сакрального денежного звучания. Только после и вследствие расширения товарообмена с регионами, где золото в виду его редкости и красоты, являлось ценным, символичным и «благородным» предметом украшения, превратившимся в денежную форму, когда, благодаря указанным торговым отношениям в этих местах были открыты и найдены способы обработки других металлов, золото повсеместно захватило статус «благородного металла». Этот статус золото сохраняет и до настоящего времени. Для чистого золота в слитках характерен желтый цвет, но интересно отметить, что при получении его в виде порошка из растворов солей при помощи различных восстановителей цвет его меняется от темно-фиолетового до красного, а в тонких листочках оно кажется на просвет синевато-зеленым. Золото мягче серебра, но тверже олова, ковкость его очень велика, выше других металлов: из него получают листочки до 0,00009 мм толщиной, а из одного грамма золота тянут проволоку длиной 166 м! Удельный вес золота около 19,32 г/см3, и неудивительно, что его кусок размером со спичечный коробок весит полкилограмма. Заметим также, что на воздухе при достаточно высоких температурах золото не утрачивает своих качеств. Правда, при температуре 1063°С золото плавится и образует зеленую жидкость, способную легко переохлаждаться, а, застывая, сильно сокращается, так что не годится для тонких отливок. При сильном нагревании — в пламени гремучего газа и в вольтовой дуге — оно обращается в пар. При этом, однако, золото противостоит практически всем кислотам и растворяется только в «царской водке», селеновой кислоте и в цианистом кальции и натрии.
вернуться
8 Банк и банка слова родственные. Оба происходят от обратного прочтения арабского ﺏﻨﮐ [КНБ] «хранить», «засунуть что-либо, например, в чулок, коробку для хранения». Обычно деньги хранят в банке, а что-нибудь другое — в банке. К сожалению, в современной России выражение — «осень, пора закрывать банки» — приняло совсем иной смысл по сравнению с тем, которое ему придавали наши бабушки. Интересно, что слово ﻑﺭﺼﻤ [масриф], которое в современном арабском языке означает «банк», в обратном прочтении [ФРС] — «фарс». И, действительно, фарсом можно считать утверждение, что исламские банки не взимают процентов по кредитам и работают без дохода. Правда, в этом своем прочтении оно созвучно корню [ФРС] ﺙﺭﻓ (фарс), которое переводится как «содержимое кишок» [отсюда русское слово фарш; а слово кишка происходит от арабского ﺱﻴﮐ [ки:с] («мешочек, кошелек»), откуда и русское слово кисет]. Исходя из этого можно считать, что в арабском языке слово «банк» означает всего-навсего содержимое кошелька [вспомним словосочетание «карманный банк»]. Устаревшее наименование кармана у малороссиян (на украинском языке) — это «кишень». Ныне употребляется слово «кишеня», также означающее карман. [«Згадай, який прийшов до мене,/ Що ні сорочки не було;/I постстолів чорт мав у тебе,/ В кишені ж пусто, аж гуло;/ Чи знав ти, що такеє гроші?/ Мав без матні одні холоші,/ І тілько слава, що в штанах;/ Та й те порвалось і побилось,/ Аж глянуть сором, так світилось;/ Свитина вся була в латках.» (Котляревський I. Енеїда. Київ, 1982. С.48-49 (Ч.1, стих 54); в 1978 г. весь мир под эгидой ЮНЕСКО праздновал двухсотлетие создания «Энеиды» Ивана Котляревского как первой книги на украинском языке, хотя сам Котляревский не претендовал на создание украинского языка, альтернативного русскому, а писал свое замечательное произведение в начале как шутку, а потом как серьезную историко-энографическую работу)]. Отметим заодно, что в знаменитом выражении кишка тонка речь идет не о кишке (хотя словари нам толкуют, что это выражение, собственно, вытекает из «практики» поднятия тяжестей, когда можно надорвать живот (?)), а о деньгах, поскольку в нем «скрывается» арабское слово ﻙﺴﻴﮐ [ки:сак], или «твой кошелек». Кстати, у В.Гиляровского часто встречается выражение до кишок раздеть(ся), которое используется в смысле «проиграть(ся) в пух и прах», когда остается (если и он остается:-) только пустой кошелек. У В.Даля (у которого всегда можно найти что-нибудь интересное) — «пока кишка по урядью пройдет нас и скрючит и распучит» (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2 (И-О). М. С.112). В пояснениях В.Даля речь в этом выражении идет о судебной волоките (когда при прохождении дела по судам «вас и скрючит и распучит»). Но, как известно, суть судебной волокиты объясняется просто — дело затягивается до тех пор, пока взятки-гладки из кошелька просителя не распределятся в нужном порядке по карманам исполнителей закона: «Я <…>?? беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» (Гоголь Н.В. Ревизор (I, 1)).
вернуться
9 В данном случае конформистское согласие на сговор можно рассматривать как форму реализации «классического» принципа взаимоотношений в рамках лагерной модели общества: «Умри ты сегодня, а я — завтра» — так формулировал Солженицын основной жизненный принцип среднестатистического зека.
вернуться
10 По-арабски понятия «купить оптом» и «рисковать, поступать необдуманно» выражаются одним словом ﻑﺯﺍﺨ [джа:зафа]. Так же и русское слово ОПТ. Оно сопряжено с арабским корнем ﻁﺒﻋ [ъабата] «поступать необдуманно». От этого корня ﻁﻴﺒﻋ [ъаби:т] «дурак». [Дурак он ъабит] перешло в русский как «дурак набитый».
вернуться
11 Слово валюта в европейских языках мотивировано и означает «цена», т.е. «эквивалент». Русское цена от ценить, которое одного корня с арабским ﻥﺍﺼ [са:на] «ценить, беречь, дорожить». Арабское ﺔﺎﻤﻋ [ъумла] «валюта» происходит от ﻝﻤﻋ [ъамила] «работать». Дарахим (ﻡﻪﺍﺭﺩ) — по-арабски «деньги» — происходит от русского дорогой, что значит «ценный». Отсюда и греческое слово драхма. Эти семантические переходы понятны и не требуют пояснений.
вернуться
12 Семантическая схема «заработанное» широко применяется для названия денег и денежных единиц: ﻡﻭﻴﻟﺍ ﺡﺏﺭ [рубих-альйё’м] «заработанное за день». Кратко, с потерей гортанного: [руб ел-йём]. Отсюда, возможно, и русские варианты с применением слова «рублем», которое, однако, как правило, объясняется использованием слова «рубль» в творительном падеже. Этимологи говорят, что рубль произошел от слова рубить. И действительно, есть исторические подтверждения, что его изготавливали именно этим способом. Но не исключен и вариант, что наши предки «прочитали» в названии рубля рубить и использовали этот способ для изготовления денег. Похожая путаница происходит и по отношению к слову «копейка». Объясняется, например, что в слове «копейка» «слышится» копье, а также то, что чеканили на копейке копейного воина. Однако на самом деле русское слово копейка происходит от арабского ﺀﻑﮐ [куф’], которое означает «эквивалент».
вернуться
13 Если вернуться к сноске (5), то слово «деньги» — ﻝﺎﻤ [ма:л] в арабском языке буквально означает «то, что принадлежит».
вернуться



СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИЗНАНКА МОНОПОЛИИ ДЕНЕЖНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
часть вторая