все публикации
масштаб
Владимир Мартыненко

от политических
спекуляций
и идеологического
тумана
к социальному
знанию
и осознанному
выбору

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЕРВОЕ «ПРИШЕСТВИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
как образ «Левиафана»

Гражданское общество
как развивающееся
«политическое тело»

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ «РАСПЯТИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Марксистская перспектива
гражданского общества

Позитивистский рецепт
замены гражданского общества
на «Великое Существо»

«ВОСКРЕШЕНИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Возрождение социально-
политического интереса
к проблематике
гражданского общества

Левиафан теоретических
конструкций

НОВОЕ ЗНАНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
в контексте системы
естественных прав
и обязанностей

Кредитно-денежные отношения
как метафизическая основа
гражданского общества

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Нерешенные вопросы
и последствия приватизации

Необходимость переоценки
социальной роли банковской системы

« … России предстоит,
Соединив прошедшее с грядущим,
Создать, коль смею выразиться, вид,
Который называется присущим
Всем временам; и, став на свой гранит,
Имущим, так сказать, и неимущим
Открыть родник взаимного труда.
Надеюсь, вам понятно, господа?»

•••

Раздался в зале шепот одобренья,
Министр поклоном легким отвечал,
И тут же, с видом, полным снисхожденья,
Он обходить обширный начал зал…

 

А. К. Толстой (1817-1875): «Сон Попова»

предисловие

В свое время Г. Гегель (1770-1831) заметил, что «история и опыт учат нас только тому, что ни один народ ничему благодаря этому не научился»1.

Сегодня приходится констатировать, что это утверждение не потеряло своей актуальности.

В
АЖНО ТОЛЬКО УЧИТЫВАТЬ 

то об­стоя­тель­ство, что для на­ро­да эта ис­то­рия пос­то­ян­но кор­рек­ти­ру­ет­ся и пе­ре­пи­сы­ва­ет­ся (час­то до не­уз­на­вае­мос­ти) под ру­ко­водст­вом сме­няю­щих друг дру­га предс­та­ви­те­лей власт­ных струк­тур, прес­ле­дую­щих, од­на­ко, од­ну и ту же цель — сох­ра­не­ние собст­вен­ной власти.

П
РИЧЕМ, 

каждый раз мы можем наблюдать, как для этого используется весь известный еще с незапамятных времен арсенал средств распространения на подшефный народ очередного идеологического тумана, создания или воспроизводства различных социальных и политических мифов. Различить в этом тумане реальные объекты, а не мифические образы и цели, найти путь продвижения вперед, а не постоянного плутания по замкнутому и порочному кругу для многих людей, не обладающих социальным знанием, действительно оказывает очень сложно.

При этом, го­во­ря сло­ва­ми рус­ско­го фи­ло­со­фа Б. Чи­че­ри­на, да­же мно­гое из то­го, что пре­под­но­сит­ся в ка­чест­ве но­во­го сло­ва в нау­ке, на де­ле есть «не что иное, как ста­рый бред, ко­то­рый при­об­рел толь­ко но­вую си­лу, по­то­му что по­пал в бо­лее взвол­но­ван­ную и ме­нее прос­ве­щен­ную сре­ду»2. Не слу­чай­но мы в нас­тоя­щее вре­мя по-преж­не­му да­ле­ки от окон­ча­тель­но­го от­ве­та на воп­ро­сы, касающиеся определения природы государственной власти, возможных целей и пределов государственной деятельности, а также сущностной характеристики и границ «гражданского общества».    

С
ЛЕДУЕТ, 

правда, отметить, что в упо­мя­ну­тый вы­ше по­роч­ный круг не­за­мет­но для се­бя, но с пос­то­ян­ной пов­то­ряе­мос­тью, вов­ле­ка­ет­ся и са­ма власть. И как спра­вед­ли­во от­ме­тил Ж.-Ж. Руссо (1712-1778): «Иной мнит се­бя по­ве­ли­те­ле­м дру­гих, что не ме­ша­ет ему быть ра­бом в боль­шей еще ме­ре, чем они»3. С этой точки зрения, в приведенное выше высказывание Гегеля следует внести поправку или уточнение, заменив или добавив «по вкусу» к «народу» — «правительство», «власть» и т.п.

Дав­но под­ме­че­но, что пра­вя­щие кру­ги, ис­поль­зую­щие со­ци­аль­ные ми­фы и по­ли­ти­чес­кие сказ­ки в сво­их ин­те­ре­сах, са­ми на­чи­на­ют дейст­в­овать в кон­ту­рах ми­фо­твор­чест­ва. Кро­ме то­го, со­ци­аль­ная мис­ти­фи­ка­ция и со­ци­аль­ная апо­ло­ге­ти­ка, нап­рав­лен­ные на за­ту­ма­ни­ва­ние об­щест­вен­но­го соз­на­ния, ока­зы­ва­ют­ся по­пу­листс­ким прик­ры­ти­ем ди­ле­тан­тиз­ма и бе­зот­ветст­вен­нос­ти влас­ти. При этом вы­мыш­лен­ные при­чин­но-следст­вен­ные свя­зи, лож­ные объ­ек­ты, ми­фи­чес­кие про­па­ган­дистс­кие схе­мы «ма­те­риа­ли­зу­ют­ся», идет про­цесс «са­мо­реа­ли­за­ции» мифа.

Мифотворчество становится не только тематическим основанием идеологических усилий государства, но и иллюзорной методологией принятия важных политических решений. Политики все в большей мере вынуждены вести себя в соответствии с провозглашенными ранее мифами и убаюкивать себя своими же сказками, все дальше отдаляясь от реальности и формируя почву для самоуничтожения или своего насильственного устранения4.

К
 СОЖАЛЕНИЮ, РОССИЯ 

уже долгое время является одним из наиболее характерных образцов подобного развития событий. И сегодня, в этом плане, говоря словами В. Высоцкого, «мы впереди планеты всей». С начала 1990-х годов вместо устаревшего советского «идеологического пакета», провозглашавшего («прикрывая» политический смысл 6-ой статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС) наличие «социалистического общенародного государства» как государства, «выражающего волю и интересы… трудящихся всех наций и народностей страны», в политический и научный оборот было внедрено понятие «социальное государство».

Дан­ное по­ня­тие бы­ло зак­реп­ле­но, прав­да, не в 6-ой, а в 7-ой статье Конс­ти­ту­ции РФ5, где за­пи­са­но, что «Рос­сий­ская Фе­де­ра­ция — со­ци­аль­ное го­су­дарст­во, по­ли­ти­ка ко­то­ро­го нап­рав­ле­на на соз­да­ние ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих дос­той­ную жизнь и сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка». Слова, конечно, хорошие, однако мало отличающиеся от старой советской идеологемы времен политического господства КПСС — «Всё для блага человека, всё во имя человека!». Говорят, всё в том же ироническом контексте, что многие даже видели этого человека: «и мы знаем этого человека!».

Но ес­ли без шу­ток, то нель­зя не от­ме­тить, что это конс­ти­ту­ци­он­ное по­ло­же­ние, как и статьи, го­во­ря­щие, нап­ри­мер, о пре­дос­тав­ле­нии го­су­дарст­вом каж­дому граж­да­ни­ну пра­ва на бесп­лат­ную ме­ди­цинс­кую по­мощь и бесп­лат­ное дош­коль­ное, на­чаль­ное и сред­нее про­фес­сио­наль­ное об­ра­зо­ва­ние, на де­ле спо­собст­во­ва­ли лишь сох­ра­не­нию идео­ло­ги­чес­к­ого ту­ма­на, нак­ры­вав­ше­го со­ветс­кое об­щест­во.Бесп­лат­ный сыр, как из­вест­но, бы­ва­ет толь­ко в мы­ше­лов­ке, и как ус­пе­ли убе­дить­ся со­вет­ские граж­да­не: «ле­чить­ся да­ром — это да­ром лечиться»6.

В дейст­ви­тель­нос­ти, ни ме­ди­цинс­кая по­мощь, ни об­ра­зо­ва­ние ни­ког­да не бы­ли и не мо­гут быть бесп­лат­ны­ми (если, ко­неч­но, их бесп­лат­но не ока­зы­ва­ют са­ми вра­чи и учи­те­ля). Они оп­ла­чи­ва­ют­ся все­ми ра­бо­таю­щи­ми граж­да­на­ми, пе­ре­чис­ляю­щи­ми го­су­дарст­ву на­ло­ги и дру­гие обя­за­тель­ные сборы.

Государство только перераспределяет эти средства и в данном случае выполняет лишь функцию страховой компании для общества в целом. Но выполняет оно эту функцию крайне плохо, в том числе потому, что, создавая иллюзию бесплатности данных услуг, позиционирует себя в качестве непогрешимого субъекта управления социальной сферой фактически на правах рабовладельца, что указывает на наличие априорных предпосылок в мышлении представителей государственной власти и части общества, соответствующих идеологии тоталитарных режимов.

О
ТМЕТИМ ТАКЖЕ, 

что современная история уже знала один государственный режим, имевший название «социальный», о котором политики в России и за рубежом либо забыли, либо предпочитают не вспоминать. Речь идет о марионеточном режиме, установленном в 1943 г. национал-социалистической Германией в Италии, который получил название «Социальная республика Италия» (Repubblica Sociale Italiana). Если в России речь идет о подобном повторении, то это лишнее подтверждение того, что история нас ничему не научила. К сожалению, об этом свидетельствует и распространение идей, отражающих желание иметь «социально-корпоративное государство», которые в 20-е годы прошлого столетия развивали итальянские фашисты7.

При этом, несмотря на различные заверения представителей правительства, на деле государственная власть в России практически с самого начала провозглашения идеи «социального государства» не проявляет реальной заинтересованности в четком функционировании рыночных институтов, что предполагает, в частности, обеспечение гарантии прав кредиторов и реализацию принципа равных прав при равной ответственности.

Наблюдается, с одной стороны, явная вульгаризация либеральных идей и принципов, которые используются государственной властью для оправдания своей и без того низкой ответственности, а точнее — безответственности и фактического отказа от выполнения социально-значимых функций. С другой стороны, полностью игнорируя либеральные ценности, представители власти вновь сосредоточили под своим непосредственным контролем банковскую систему и особо прибыльные объекты бизнеса, развивая наиболее неприглядные формы монополизма и подавления частной инициативы.

И вполне закономерно, что, сегодня, несмотря на видимость относительной социальной стабильности, возникшей на фоне благоприятной для России мировой конъюнктуры, страна балансирует на грани критического состояния, потенциально опасного тем, что можно окончательно пог­ру­зиться в пучину неоколониальной зависимости или гражданской войны.

В
ОТ ПОЧЕМУ, 

ука­за­ние в ка­чест­ве це­ли по­ли­ти­ки рос­сийс­ко­го «со­ци­аль­но­го го­су­дарст­ва» на «сво­бод­ное раз­ви­тие че­ло­ве­ка» ма­ло что зна­чит. Са­ма по се­бе эта фра­за во мно­гом аморф­на и неконкретна. В абст­ракт­ной фор­ме по­ня­тия «сво­бо­да» и «сво­бод­ное раз­ви­тие» ли­ше­ны свое­го исто­ри­чес­ко­го и со­циаль­но­го содержания. Реаль­ное зна­че­ние ука­зан­ные по­ня­тия об­ре­та­ют лишь в конк­рет­ной ис­то­ри­чес­кой и со­ци­аль­ной обста­нов­ке, про­яв­ля­ясь как не­об­хо­ди­мость уст­ра­не­ния не­кое­го внеш­не­го пре­пятс­твия, соп­ро­тив­ле­ние гне­ту; все эти об­стоя­тельст­ва на­чи­на­ют зат­руд­нять раз­ви­тие че­ло­ве­ка как со­ци­аль­ной личности. При этом лю­бой че­ло­век, раз­ви­ва­ясь в об­щест­ве, по оп­ре­де­ле­нию, вы­нуж­ден пос­то­ян­но ис­пы­ты­вать ог­ра­ни­че­ния и дав­ле­ние со сто­ро­ны дру­гих его чле­нов, со­ци­аль­ных инс­ти­ту­тов, ус­та­нов­лен­ных за­ко­нов, норм, обы­ча­ев и т.п., что в оп­ре­де­лен­ных пре­де­лах сле­ду­ет рас­смат­ри­вать в ка­чест­ве ес­тест­вен­но­го и не­об­хо­ди­мо­го яв­ле­ния об­щест­вен­ной жизни.

Иное дело, что, с одной стороны, указанные ограничения не являются раз и навсегда установленными, они объективно меняются под давлением потребностей социально-экономического развития, каждый раз наполняя понятие «че­ло­ве­чес­кая свобода» конкретным содержанием.

С другой стороны, существует постоянная угроза вырождения ранее достигнутых свобод отдельных социальных групп и индивидов в привилегии и монополии.

Поэ­то­му со­ци­аль­но зна­чи­мым яв­ля­лось бы оп­ре­де­ле­ние за­дач го­су­дарст­ва по уст­ра­не­нию пре­пятст­вий в ви­де раз­лич­ных форм мо­но­по­лиз­ма для обес­пе­че­ния не­оп­ре­де­лен­но раз­но­об­раз­ной че­ло­ве­чес­кой дея­тель­нос­ти, спо­собст­вую­щей раск­ры­тию воз­мож­нос­тей и спо­соб­нос­тей ин­ди­ви­дов как со­ци­аль­ных личностей.

Но, как с сожалением от­ме­тил не­мец­кий фи­ло­соф и го­су­дарст­вен­ный дея­тель Виль­гельм фон Гум­больдт (1767-1835) в ра­бо­те «О пре­де­лах го­су­дарст­венн­ой дея­тель­нос­ти», «меж­ду той сво­бо­дой, к ко­то­рой на­ция стре­мит­ся, из­ме­няя свои уч­реж­де­ния, и той, ко­то­рую уже уст­ро­ен­ное го­су­дарст­во мо­жет дать, су­щест­ву­ет та­кое же со­от­но­ше­ние, как меж­ду на­деж­дой и нас­лаж­де­ни­ем, меж­ду пла­ном и его осу­ществ­ле­ни­ем… Раз­но­об­ра­зие, про­ис­хо­дя­щее от сою­за мно­гих, есть ве­ли­чай­шее бла­го, да­вае­мое об­щест­вом, и это раз­но­об­ра­зие не­сом­нен­но те­ря­ет­ся по ме­ре го­су­дарст­вен­но­го вме­ша­тельст­ва… Чем боль­ше го­су­дарст­во со­дейст­ву­ет дос­ти­же­нию из­вест­ных це­лей, тем од­но­об­раз­нее ста­но­вит­ся не толь­ко дея­тель­ность, но и результат ее…»

Подавляющая власть государства препятствует свободному проявлению сил… Государственные мероприятия всегда более или менее сопряжены с принуждением, но и в том случае даже, когда его нет, они слишком приучают человека более ожидать чужого поучения, чужого руководства, чужой помощи, нежели самому искать для себя исхода [пути самореализации]»8.

В. Гумбольдт также справедливо указывал на то, что «возможность высшей степени свободы необходимо требует как высшей степени образования и меньшей потребности отдельных людей действовать однообразными, скученными массами, так и большей силы и более разнообразного умственного и нравственного богатства отдельных действующих личностей»9.

У творцов российского «основного закона» подобный подход, предполагающий более четкое оп­ре­де­ле­ние за­дач и от­ветст­вен­нос­ти го­су­дарст­ва в про­ти­во­дейст­вии раз­лич­ным фор­мам мо­но­по­лиз­ма, так­же не на­шел долж­но­го по­ни­ма­ния. Он про­ти­во­ре­чил на­ме­ре­нию влас­ти за­ме­нить в соз­на­нии масс преж­нюю идео­ло­ги­чес­кую це­ле­вую ус­та­нов­ку, сог­лас­но ко­то­рой жизнь лю­дей предс­тав­ля­лась как дви­же­ние от «со­циа­лиз­ма» к «ком­му­низ­му»10, на ана­ло­гич­ную но­вую, вер­нее, на за­бы­тую ста­рую идею, ко­то­рую мож­но най­ти еще в произ­ве­де­ниях Арис­то­теля (ок. 384-322 до н.э.)11.

Р
ЕЧЬ ИДЕТ 

об утопической идее государства всеобщего благоденствия, за которой, начиная с произведений того же Аристотеля, всегда пряталось лицемерное стремление представителей государственной власти устанавливать «полезность» или «бесполезность» членов общества12.


Понятно, что такое отношение яв­ля­ет­ся не прос­то по­роч­ным, но и край­не ре­ак­ци­он­ным с точ­ки зре­ния пот­реб­нос­тей и ус­ло­вий со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ко­го раз­ви­тия об­щест­ва. Это в полной мере проявилось при создании видимости законности приватизации государственной собственности и продолжает проявляться сегодня в процессе ее передела.

Вообще, результаты и современные последствия приватизации лишний раз свидетельствуют о нерешенности основной проблемы и задачи, которая заключается не в создании «социального государства», а в обеспечении социальных условий для появления ответственного государства. Это предполагает и реализацию на практике принципа разделения властей, и воспроизводство необходимого баланса прав и ответственности лиц, а также социальных групп, участвующих в экономической и политической жизни общества.

К
ОГДА 

мы говорим об утопизме, то под этим тер­ми­ном по­ни­ма­ем не бла­гие нес­бы­точ­ные меч­ты, а лож­ное при­тя­за­ние раз­рек­ла­ми­ро­ван­ных идей и тео­рий на прог­рес­сив­ность и гу­ма­низм. Ис­то­рия сви­де­тельст­ву­ет, что от­дель­ные эле­мен­ты в сос­та­ве уто­пи­чес­ких тео­рий со­ци­аль­ной ми­фо­ло­гии, пусть и в уре­зан­ном ви­де, впол­не мо­гут воп­ло­титься в жизнь. Но ре­зуль­та­ты, по­лу­чае­мые в про­цес­се их воп­ло­ще­ния и при­ме­не­ния, всег­да ко­рен­ным об­ра­зом от­ли­ча­ют­ся от за­яв­лен­ных це­лей и ока­зы­ва­ют крайне не­га­тив­ное воз­дейст­вие на воз­мож­нос­ти и ус­ло­вия че­ло­ве­чес­ко­го развития.

Заметим, что ставший нарицательным термин «утопизм», возникший благодаря религиозно-философскому произведению Т. Мора (1478-1535)13, где описывается жизнь в Англии и на некоем острове Утопия, названном так в честь его осно­вателя по имени Утоп14, получил оттенок недостижимой идиллии.

Но любой здравомыслящий человек, который бы прочитал сегодня данное произведение, разглядел бы в этой идиллии вполне реальные контуры существовавших и существующих ГУЛАГов и концлагерей15.

Во­об­ще, как по­ка­зы­ва­ет прак­ти­ка, глу­бо­кое пре­об­ра­зо­ва­ние об­щест­ва, к ко­то­ро­му час­то при­зы­ва­ют ра­ди­ка­лы, са­мо по се­бе не мо­жет рас­смат­ри­вать­ся в ка­чест­ве па­на­цеи или ус­ло­вия обес­пе­че­ния все­об­ще­го счастья (пос­лед­нее не бы­ва­ет все­об­щим, оно всег­да ин­ди­ви­ду­аль­но и, как пра­ви­ло, не­раз­рыв­но свя­за­но с по­ня­ти­ем нес­частья: «не бы­ло бы счастья, да нес­частье помогло»).

Причем когда какое-либо общественное устройство определяют в качестве конечной цели человеческой деятельности, это является одним из наиболее ярких показателей социальной мифологии.

При такой постановке вопроса необходимо будет признать или возможность остановки человеческого развития вообще (что на самом деле предполагает не всеобщее счастье, а уничтожение или самоуничтожение человечества), или превращение человека в какое-то иное существо (что равносильно уничтожению человека как вида).

Практические действия, осно­ван­ные на расп­рост­ра­не­нии идео­ло­гии, пред­по­ла­гаю­щей в ин­те­ре­сах идеаль­но­го об­щест­ва из­ме­не­ние че­ло­ве­ка и че­ло­ве­чес­кой при­ро­ды (как это бы­ло в СССР и на­цио­нал-со­циа­лис­ти­чес­кой Гер­ма­нии), не­из­беж­но свя­за­ны с по­яв­ле­ни­ем то­та­ли­тар­ных ре­жи­мов16. Они всег­да за­кан­чи­ва­лись и бу­дут за­вер­шать­ся но­вы­ми хо­ло­кос­та­ми и концлагерями.

Поэтому любые теории и практические шаги в области государственной политики, а также совершенствования социальной организации должны оцениваться с точки зрения их влияния на условия взаимодействия индивидов в направлении наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и человеческого потенциала, повышения уровня свободы человеческого творчества.

Но это не означает селекцию и производство (в прямом и пе­ре­нос­ном смыс­лах) «но­во­го че­ло­ве­ка» или за­ме­ну од­них че­ло­ве­чес­ких ка­честв ины­ми, яко­бы бо­лее прог­рес­сив­ны­ми, со­вер­шен­ны­ми или по­лез­ны­ми, и не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к дос­ти­же­нию все­об­ще­го счастья или все­об­ще­го бла­го­денст­вия17. Ник­то не мо­жет точ­но предсказать и предс­та­вить, ка­кие че­ло­ве­чес­кие ка­чест­ва и спо­соб­нос­ти мо­гут ока­зать­ся не­об­хо­ди­мы­ми и вост­ре­бо­ван­ны­ми при том или ином уров­не со­ци­аль­но­го и на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го раз­ви­тия, при из­ме­не­нии при­род­ной и со­ци­аль­ной среды.

Поэтому речь может идти лишь о раскрытии этих качеств в бесконечном разнообразии форм их проявлений, что предполагает все более внимательное отношение к социальной оценке роли и возможностей каждого индивидуума.

М
ЕЖДУ ТЕМ, 

за формально новым (по сравнению с коммунистическим) идеологическим подходом российских властей скрывались конкретные эгоистические интересы определенных политических сил и социальных групп, в том числе тех, кто активно «зарабатывает» на государственных социальных программах.

В этой связи не случайным можно считать и тот факт, что период длительного насаждения марксистской идеологии, повсеместно ограничивавшей свободу самореализации личности, сменился навязыванием многочисленных социологических опросов и рейтингов в качестве составных инструментов политтехнологии по обработке общественного мнения.

В значительной мере эта обработка направлена на поддержание у значительной части российского общества наивной веры во всесилие государства, в саму возможность того, что с приходом «хорошей» государственной власти наступит всеобщее счастье, будет создано все, что соответствует ее идеалам и представлениям о справедливой жизни.

В таких действиях мож­но уви­деть не­же­ла­ние влас­тей спо­собст­во­вать по­яв­ле­нию у ши­ро­ких масс эле­мен­тар­ной гу­ма­ни­тар­ной об­ра­зо­ван­нос­ти, со­ци­аль­но­го зна­ния и во­об­ра­же­ния; их стрем­ле­ние за­ка­муф­ли­ро­вать реа­лии со­ци­аль­ной жиз­ни, всег­да про­ни­зан­ной по­гра­нич­ны­ми соп­ря­же­ния­ми, для по­ни­ма­ния и из­ме­не­ния ко­то­рых тре­бу­ет­ся на­ли­чие ци­ви­ли­зо­ван­ной гра­мот­нос­ти, от­каз от при­выч­ки хо­дить на по­мо­чах, ждать инст­рук­ций, ка­ких-то по­ли­ти­чес­ких ука­зок сверху.

Понятно, что на образ мышления людей и ин­тен­цию их дейст­вий ока­зы­ва­ют влия­ние опыт и идео­ло­гия «пред­шест­вен­ни­ков», и эта идео­ло­гия воз­дейст­ву­ет на ак­ты са­мос­тоя­тель­ной оцен­ки ими собст­вен­но­го бла­го­по­лу­чия и ус­той­чи­вос­ти свое­го по­ло­же­ния.

Но де­ло в том, что на­ли­чие у ос­нов­ной мас­сы на­се­ле­ния ис­ка­жен­но­го предс­тав­ле­ния о ре­аль­ных со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­ких и по­ли­ти­чес­ких про­цес­сах, как по­ка­зы­ва­ет рет­ро­спек­тив­ный ана­лиз, по­мо­га­ет уз­кой со­ци­аль­ной прос­лой­ке, до­бив­шей­ся власт­ных пол­но­мо­чий, в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни ма­ни­пу­ли­ро­вать со­циу­мом в эго­ис­ти­чес­ких ин­те­ре­сах для удер­жа­ния сво­их привилегий.

Как заметил еще Д. Юм (1711-1776), анализируя основы государственного правления, ничто не представляется более удивительным, чем та «легкость, с которой меньшинство управляет большинством, и то безоговорочное смирение, с которым люди отказываются от собственных мнений и аффектов в пользу мнений и аффектов своих правителей. Если мы будем исследовать, при помощи каких средств достигается это чудо, то обнаружим, что как сила всегда на стороне управляемых, то правители в качестве своей опоры не имеют ничего, кроме мнения. Поэтому правление основывается только на мнении; и это правило распространяется как на самые деспотические и диктаторские правления, так и на самые свободные и демократические»18.

О
ДНАКО, 

когда власть на­чи­на­ет те­шить се­бя на­деж­дой, что она мо­жет на­веч­но идео­ло­ги­чес­ки об­ра­бо­тать и за­ко­ди­ро­вать мас­со­вое соз­на­ние, иг­но­ри­руя объ­ек­тив­ные ус­ло­вия функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия об­щест­ва, то это за­кан­чи­ва­ет­ся иск­лю­чи­тель­но не­га­тив­ны­ми пос­ледст­вия­ми и для са­мой власти.

Поскольку при этом в нед­рах ее собст­вен­ной струк­ту­ры воз­ни­ка­ют ус­той­чи­вые об­ра­зо­ва­ния, ме­ха­низм дейст­вия ко­то­рых при­во­дит к ста­нов­ле­нию та­кой го­су­дарст­вен­ной и об­щест­вен­ной сис­те­мы, ко­то­рая ра­бо­та­ет на само­уничтожение.

Как заметил по этому поводу еще Дж. Локк (1632-1704), «тот, кто не видел подобных примеров на своем веку, очевидно, мало жил на свете, и тот, кто не может привести примеров этого при всевозможных видах правления в мире, должно быть, очень мало читал»19.

С этой точки зрения важно учитывать, что сегодня, несмотря на формальное забвение и отказ российской политической элиты от коммунистической идеологии, даже в среде этой элиты реального понимания теоретических ошибок и алогизмов в «единственно верном учении» не было достигнуто.

Этот факт сам по себе продолжает оказывать негативное влияние на процесс принятия политических решений и практику государственного регулирования социально-экономической деятельности. Характерно, что органы государственной власти в очередной раз предпринимают попытки навязать обществу представления о социальной политике в духе экономического детерминизма. При сохранении игры в демократическое и либеральное правительство возродились административно-командные методы управления экономикой, было подавлено полноценное развитие банковской системы, осуществилась фактическая ликвидация малого и среднего бизнеса. С момента провозглашения «социального государства» и «рыночной экономики» у представителей власти не наблюдалось глубокого понимания либеральных принципов, не говоря уже об их критическом осмыслении и преодолении существующих недостатков современного либерализма.

Говоря словами Дж. Кейнса (1883-1946), «половина ходячей мудрости наших государственных мужей берется из прописей, верных или хотя бы отчасти верных для своего времени, но день ото дня все меньше подходящих для наших дней»20.

При этом, с одной стороны, забвение основ и недостатков политико-философских доктрин и концепций прошлого сопровождается их воспроизводством под новыми названиями, а с другой — известные термины используются без какого-либо учета их первоначального значения и смысла, что способствует появлению дополнительной неразберихи, как на уровне политической теории, так и практической политики.

Конечно, нельзя назвать новостью сам факт ши­ро­ко­го расп­рост­ра­не­ния в со­циу­ме по­ня­тий, ис­ка­жен­ных сию­ми­нут­ны­ми прак­ти­чес­ки­ми ин­те­ре­са­ми и смыс­ло­вы­ми от­тен­ка­ми по­ли­ти­чес­ко­го, идео­ло­ги­чес­ко­го, куль­тур­но­го и ис­то­ри­чес­ко­го ха­рак­те­ра, вре­ме­на­ми столь же не­оп­ре­де­лен­ны­ми, сколь и насыщенными.

Причем, как правило, с наибольшей легкостью эти понятия используются теми (включая представителей СМИ), кто меньше всего знает, что именно они в действительности обозначают.

Понятно также, что значительное число социологических категорий можно отнести к «подвижным», изменчивым и текучим, в результате чего некоторые из этих категорий достаточно часто, но далеко не всегда оправданно, начинают употребляться как синонимы (например, «общество» и «сообщество»), либо антонимы.

В последнем случае речь идет о таких категориях как «государство» и «гражданское общество».

Вместе с тем та ситуация, которая возникла в последние пятнадцать лет вокруг понятия «гражданское общество», не может не вызывать удивления и беспокойства. Дело в том, что даже в среде части политологов и социологов в этом вопросе наблюдается не просто «теоретический плюрализм», но, можно сказать, и особого рода научная амнезия, усугубленная идеологическими наслоениями и политическими пристрастиями.

П
ЕРВОНАЧАЛЬНО 

базовый политический смысл появления идеи гражданского общества, которая, правда, часто неправомерно преподносилась как новое слово науки, был связан с осознанием необходимости найти противовес идеологии тотального государственного диктата. Вопрос о гражданском обществе в России стал увязываться с развитием демократических процессов и с воссозданием либеральной идеи «правового государства».

Особое политическое звучание проблема гражданского общества получила ввиду интереса к происходившим на постсоветском пространстве «демократическим процессам» со стороны новых «иностранных партнеров». Это звучание усилилось с началом реализации программ привлечения неправительственных организаций в качестве консультантов и посредников в различных проектах по изменению законодательной базы и формированию новой институционально-правовой инфраструктуры, определению принципов и механизмов приватизации государственной собственности.

При этом базовый по­ли­ти­чес­кий смысл идеи граж­данс­ко­го об­щест­ва нес­коль­ко «за­те­рял­ся» на фо­не ее ис­поль­зо­ва­ния в ка­чест­ве идео­ло­ги­чес­ко­го обес­пе­че­ния прог­рамм при­ва­ти­за­ции го­су­дарст­вен­ной собст­вен­нос­ти, ко­то­рые про­во­ди­лись властью, ис­по­ве­до­вав­шей ту же ре­ли­гию го­су­дарст­вен­ной все­доз­во­лен­нос­ти и в ус­ло­ви­ях «пло­хой ви­ди­мос­ти» соб­лю­де­ния законности.

Ближе к началу нового ты­ся­че­ле­тия учас­тие «иност­ран­ных по­мощ­ни­ков» ста­ло вы­зы­вать не­до­вольст­во рос­сийс­ких влас­тей, в том чис­ле по при­чи­не того, что их по­мощь, ста­но­вясь го­су­дарст­вен­но не­вост­ре­бо­ван­ной, од­нов­ре­мен­но ока­зы­ва­лась ненужной помехой в процессе видоизменения структуры политической власти и передела ранее приватизированной государственной собственности. Одновременно разговоры о необходимости «строительства» гражданского общества в России на практике стали использоваться (с привлечением средств массовой информации) в качестве такого же идеологического штампа или лозунга, каким был раньше лозунг построения «развитого социалистического общества» и «коммунизма».

Отличие, правда, в том, что сегодня наблюдаются два подхода к достижению «великой цели». Первый подход представляют сторонники действующей власти, которые обосновывают важность участия государства в становления гражданского общества, а второй — ее критики, которые доказывают необходимость отстранения государства от этого процесса.

К
 СОЖАЛЕНИЮ, 

эти «идеологические рамки» оказали существенное воздействие и на характер научных дискуссий, а сама проблема гражданского общества, рассматриваемая на протяжении последних пятнадцати лет политологами и социологами, то появляется, то исчезает из поля их зрения.

Причем, при­ни­мая во вни­ма­ние ши­ро­чай­ший диа­па­зон раз­но­об­раз­ных по­ли­ти­чес­ких ин­те­ре­сов, оце­нок и ар­гу­мен­тов, сле­ду­ет при­знать, что на­уч­ное со­об­щест­во не стол­ько прод­ви­ну­лось в расшифровке понятия «российское гражданское общество», сколько еще больше запутало его.

О
СНОВНАЯ МАССА 

предлагаемых сегодня определений гражданского общества, то содержание, которое различные авторы вкладывают в это понятие, к сожалению, может свидетельствовать о готовности политологов и социологов вновь повторить ошибки прошлого. На это и указывает общий разброс мнений по данному вопросу.

На од­ном по­лю­се «граж­данс­кое об­щест­во» ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как чуж­дая на­цио­наль­ным ин­те­ре­сам Рос­сии идео­ло­ги­чес­кая конст­рук­ция, нап­рав­лен­ная на люм­пе­ни­за­цию на­се­ле­ния страны21.
 

На другом — «гражданское общество» возвеличивается вплоть до воз­ве­де­ния его чуть ли не в ранг ко­ми­те­та об­щест­вен­но­го спа­се­ния, су­щест­вую­ще­го в ви­де не­кой се­те­вой конст­рук­ции, в ко­то­рую вклю­ча­ют «не­за­ви­си­мый биз­нес, сво­бод­ную прес­су, об­щест­вен­ные ор­га­ни­за­ции и партии».22
 

Про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние за­ни­ма­ют кон­цеп­ции, ут­верж­даю­щие, что тот по­ря­док, ко­то­рый обя­за­но под­дер­жи­вать и реа­ли­зо­вы­вать го­су­дарст­во на сво­ей тер­ри­то­рии, дол­жен оп­ре­де­лять­ся пот­реб­нос­тями раз­ви­тия граж­данс­ко­го общества. Но выст­раи­вае­мые мо­де­ли граж­данс­ко­го об­щества и его взаи­мо-дейст­вия с го­су­дарст­вом, по су­щест­ву, сох­ра­ня­ют ориен­та­цию на идеа­ли­за­цию об­ра­за «за­пад­ной демократии».
 

С нашей точки зрения, многим современным политологам и социологам, выстраивающим концепции гражданского общества, не лишне было бы вспомнить слова, вышедшие из под пера Т. Гоббса (1558-1679), благодаря которому, кстати, дефиниция «гражданское общество» впервые вошла в лексикон политической философии: «Ошибки, сделанные в определениях, увеличиваются сами собой… и доводят людей до нелепостей, которые в конце концов они замечают, но не могут избежать без возвращения к исходному пункту, где лежит источник их ошибок… Этих людей можно уподобить птицам, влетевшим через дымовую трубу и видящим себя запертыми в комнате; они порхают, привлекаемые обманчивым светом оконного стекла, но у них не хватает ума сообразить, каким путем они влетели»23.

Можно согласиться с Гоббсом и в том, что правильные определения способствуют приобретению знания, а в неправильных кроется «злоупотребление, от которого происходят все ложные и бессмысленные учения».

Необходимо только учитывать, что зло­упот­реб­лять мож­но и пра­виль­ны­ми оп­ре­де­ле­ния­ми, и что оп­ре­де­ле­ние, пре­тен­дую­щее на «пра­виль­ность» и «ис­тин­ность», ввиду сво­ей абст­ракт­нос­ти час­то оце­ни­ва­ет­ся как ба­наль­ность, а лю­бое уточ­не­ние и до­пол­не­ние к не­му по не­об­хо­ди­мос­ти бу­дет со­дер­жать в се­бе и пра­виль­ные и не­пра­виль­ные моменты.

В этой связи важно обратить внимание и на то обстоятельство, что при построении философских, политических и социальных теорий используется далеко не вся информация, которая имелась в определенный исторический период, либо она неправильно расшифровывается или интерпретируется.

При этом следует учитывать, что многие теоретические построения были и остаются направленными не только на изучение гражданского общества, но на практические действия, связанные с функционированием государства, сохранением или достижением политической власти. Много сил уделялось и уделяется формированию концепций, раскрывающих, используя китайское выражение, «высочайшие предначертания по управлению страной», программу царствования.

К сожалению, многие миллионы людей, умиравших со слепой верой под знаменами «ложных и бессмысленных учений» — ошибались и продолжают ошибаться. Для нахождения «ошибки» необходимо осознавать причины и последствия данного явления.

Научные исследования не должны использоваться как плац для идеологической «муштры». Наличие подобной картины, как и «научный spam» (если использовать современную терминологию) — это симптомы смертельной болезни науки. Наука — это всегда ответственное сражение за знание, а подчас и жестокая конкуренция за право говорить правду.

Желанием помочь читателям разобраться в этих вопросах
и продиктована задача написания
данной монографии

ПРЕДИСЛОВИЕ