все публикации
масштаб
Владимир Мартыненко

от политических
спекуляций
и идеологического
тумана
к социальному
знанию
и осознанному
выбору

ПРЕДИСЛОВИЕ

ПЕРВОЕ «ПРИШЕСТВИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество 
 как образ «Левиафана»

Гражданское общество 
 как развивающееся 
 «политическое тело»

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ «РАСПЯТИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Марксистская перспектива
гражданского общества

Позитивистский рецепт
замены гражданского общества
на «Великое Существо»

«ВОСКРЕШЕНИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Возрождение социально-
политического интереса
к проблематике
гражданского общества

Левиафан теоретических
конструкций

НОВОЕ ЗНАНИЕ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
в контексте системы
естественных прав
и обязанностей

Кредитно-денежные отношения
как метафизическая основа
гражданского общества

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

Нерешенные вопросы
и последствия приватизации

Необходимость переоценки
социальной роли банковской системы

Министр меж тем стан изгибал приятно:
«Всех, господа, всех вас благодарю!
Прошу и впредь служить так аккуратно
Отечеству, престолу, алтарю!
Ведь мысль моя, надеюсь, вам понятна?
Я в переносном смысле говорю:
Мой идеал полнейшая свобода
— Мне цель народ — и я слуга народа!..»

 

А. К. Толстой (1817-1875): «Сон Попова»

 

первое «пришествие»
гражданского общества

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ
«ПОЛИТИЧЕСКОЕ ТЕЛО»

В начале XIX века Г. Гегель, ви­дя яв­ные не­дос­тат­ки и про­ти­во­ре­чия до­го­вор­ной тео­рии го­су­дарст­ва, от­чет­ли­во проя­вив­шие­ся во вре­мя Фран­цузс­кой ре­во­лю­ции и спо­собст­во­вав­шие оп­рав­да­нию ее ди­кос­тей, по­пы­тал­ся нес­коль­ко раз­де­лить по­ня­тия «го­су­дарст­во» и «граж­данс­кое общество». 

Оценивая формулировки Ге­ге­ля, сле­ду­ет, прав­да, учи­ты­вать, что в на­шем рас­по­ря­же­нии на­хо­дят­ся глав­ным об­ра­зом по­смерт­но опуб­ли­ко­ван­ные тру­ды фи­ло­со­фа, ко­то­рые не были им са­мим сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны и в су­щест­вен­ной сво­ей час­ти пред­став­ля­ют пе­ре­ра­бот­ку конс­пек­тов лек­ций, за­пи­сан­ных в раз­ное вре­мя его слу­ша­те­ля­ми и от­кор­рек­ти­ро­ван­ных из­да­те­лями. В них мож­но най­ти нес­коль­ко под­хо­дов Ге­ге­ля к ре­ше­нию этой проблемы.

О
БЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 

заключается у него в таких формулировках как «действительность нравственной идеи», как «нравственный дух» и как высшая идея, проявляющаяся в самопознании и самореализации абсолютного духа, как воплощение разума в жизни человечества.

Это воплощение разума осуществляется, как считал Гегель, при помощи философии, «вершиной» которой оказывалась его собственная философская система39.

С этой «вершины» граж­данс­кое об­щест­во, с од­ной сто­ро­ны рас­смат­ри­ва­ет­ся им как «диф­фе­рен­ция», выс­ту­паю­щая меж­ду семь­ей и го­су­дарст­вом. При этом го­во­рит­ся, что граж­данс­кое об­щест­во, раз­ры­вая узы семьи, предс­тает в ка­чест­ве все­об­щей семьи и сис­те­мы все­об­щей взаи­мо­за­ви­си­мос­ти, а «ве­ли­чай­шим прин­ци­пом» граж­данс­ко­го об­щест­ва на­зы­ва­ет­ся свобода.

С другой стороны, ос­но­вы­ва­ясь на умо­зак­лю­че­нии Арис­то­те­ля (ко­то­рое пос­лед­ним, кста­ти, не раз­ви­ва­ет­ся) о том, что «пер­вич­ным по при­ро­де яв­ля­ет­ся го­су­дарст­во по срав­не­нию с семь­ей и каж­дым из нас; ведь не­об­хо­ди­мо, что­бы це­лое пред­шест­во­ва­ло час­ти»40, Ге­гель ут­верж­дал, что раз­ви­тие граж­данс­ко­го об­щества на­чи­на­ет­ся толь­ко пос­ле по­яв­ле­ния государства.

О
ДНОВРЕМЕННО 

им признается правомерность отождествления понятий «государство» и «гражданское общество», правда, только в том случае, если под ними подразумевается единство различных лиц, рассматриваемых просто в виде общности. При этом им вводится в оборот новое определение — «государство гражданского общества».

Указанное определение характеризуется как состояние или этап развития идеи государства. «Государству гражданского общества» противопоставляется понятие «политическое государство», которое предстает (в трактовке Гегеля) не просто как общность, а как «субстанциональное единство», сравнимое с органическим телом.

С этой точки зрения Гегель характеризует гражданское общество как «внешнее государство», понимая под этим определенный исторический этап реализации высшей идеи государства, во время которого, по его мнению, еще не сложилось внутреннее органическое единство, не появилось «политическое тело» государства, поскольку оно еще раздирается противоположными интересами частных лиц и социальных групп.

Вместе с тем у Гегеля можно встретить указания на важность того, чтобы «политическое тело разделялось в себе, организовалось, расчленялось на отдельные органы, чтобы обладать жизненностью». И это же требование он предъявляет к гражданскому обществу, подчеркивая, что «высшая абсолютная важность заключается в том, чтобы то и другое было согласовано». В состав гражданского общества Гегелем включаются различные сословия, корпорации, а также полиция (поскольку она может преследовать собственные интересы) и судебная власть (в лице суда присяжных), а политическое государство понимается как законодательная власть и правительство, состоящее из государственных чиновников, объединенных властью монарха.

З
АМЕТИМ ТАКЖЕ, 

что само наличие противоположных интересов в гражданском обществе, как и их устранение, Гегель, в отличие от многих философов и религиозно-политических деятелей, писавших как до него (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла), так и после него (К. Маркс), не связывал с появлением или уничтожением частной собственности.

Наоборот, он всячески доказывал абсурдность и реакционность таких воззрений, считая, что при отсутствии частной собственности не может быть реализована свобода человека, что «самосознание того, что человек является свободным собственником, должно быть само по себе истинным сознанием»41. У Гегеля можно также найти утверждение о том, что «свободная собственность есть основное условие блеска» государства, а человек имеет право требовать, чтобы принималось во внимание его «особенное благо», его собственность42.

Одновременно он отмечает, что «потребности чрезмерно выросли, их удовлетворение становится случайностью, и нужда тем сильнее, ибо средства к удовлетворению потребностей зависят от произвола других, от воли других. Обращаться приходится уже не к внешней природе, каждое дерево, каждое животное принадлежит уже не природе, а собственнику, тем самым зависимость значительно растет… В той же пропорции, если не принимаются особые меры, например такие, как колонизация, вместе с богатством растет бедность… Увеличиваясь, богатство концентрируется в руках немногих, и, как только возникает это различие, при котором большие капиталы находятся в руках немногих, это позволяет им без особых затрат добывать больше, чем доступно тем, кто имеет незначительное имущество, и тем самым различие все увеличивается»43.

Однако, с учетом имеющихся и, возможно, предвидя будущие критические заявления политических философов о негативных последствиях частной собственности, Гегель определяет свою позицию по отношению к ним следующим образом. «Все это люди, глубоко чувствующие ничтожество своего времени, своего народа, глубоко потрясенные бедствиями, изображающие связанный с этим нравственный упадок, гнев, возмущение людей своим жалким состоянием, противоречием между тем, что они могут требовать, и состоянием, в котором они находятся, ожесточение от сознания этого, издевательство над этим состоянием и наряду с этим горечь, злую волю, которые из этого проистекают».

Безусловно, пишет Гегель, все это существует в гражданском обществе. Но, по его мнению, в своем возмущении эти люди, отвергнув гражданское общество, обратились к другой крайности. «Они видели единственное спасение в полном отказе от такой системы и, не отрицая ряд преимуществ гражданского общества, все-таки сочли предпочтительным полностью пожертвовать ими и вернуться к состоянию, в котором нет таких многообразных потребностей, к естественному состоянию, подобному образу жизни североамериканских дикарей…»44. И далее —«требование таково: человек должен сделать себя полезным; это требование часто принимают с неохотой, так как при этом человек является лишь средством для других»45.

Признавая, что в гражданском обществе развивается неравенство, Гегель отмечает, что «здесь человек должен показать, что он собой представляет, он находится на сцене, где ему надлежит все произвести, отчасти подражание, отчасти нужда заставляют его напрячь все свои силы. Человек в качестве человека, следовательно в качестве особенного индивидуума, должен обрести существование, стать действительным, это относится к праву субъективной свободы, свободы, которую мы очень ценим, особенно в новое время, когда каждый может стать тем, к чему он чувствует призвание»46.

Гегель также критически относился к жалобам на то, что «расточительность увеличилась, что все используется только для собственного удовольствия, тогда как раньше люди чаще занимались благотворительностью». По его мнению, подобную расточительность «надо было бы скорее хвалить», поскольку «тот, кому нужно многое, приносит гражданскому обществу больше пользы, чем раздающий ту же сумму в виде милостыни, ибо с первым способом трат связана деятельность других, применение их рассудка»47.

В
МЕСТЕ С ТЕМ, 

в противовес идеям Гоббса и Локка, Гегель утверждал, что для государства «защита и обеспечение жизни и собственности индивидов в качестве единичных не есть необходимо его субстанциальная сущность; государство есть то наивысшее, которое притязает на саму эту жизнь и собственность и требует, чтобы они были принесены в жертву», что «право государства выше права отдельного человека на его собственность и личность»48.

Пытаясь разрешить указанное противоречие, Гегель в теоретической конструкции политического государства указывает на то, что оно как политическое тело должно содержать в себе нравственную необходимость, к которой будет причастен индивидуум, готовый пожертвовать собой. Причем пожертвовать как ради выполнения своего нравственного политического долга, так и для реализации своего особенного интереса49.

Если несколько спрямить (немного огрубляя) идею Гегеля о политическом государстве (обладающем органическим единством), то получится, что каждый должен будет сознательно в соответствии со своими способностями и возможностями стать отдельной частью отдельных членов общего политического тела, свободно развиваясь и развивая эти части в нем на благо целого и получая удовлетворение от выполняемых функций и занимаемого положения. И это должно будет произойти, по его мнению, в процессе самопознания и самореализации в каждом народе абсолютного духа при посредничестве разума, главным носителем которого определяется философия.

«Дух, — говорит Гегель, — сильнее индивидуумов, их характер, способность есть лишь орудие, посредством которого дух осуществляет свое свершение… Индивидуальность индивидуумов недостаточна, свобода должна осуществиться, содержание должно быть разумным, должно выступать как природа, как необходимость, а не зависеть от случайности характера… Наилучшее государственное устройство — разумное, разумно же то, что определено природой понятия, это есть душа духа, его глубина, абсолютность, субстанциальность»50.

Наряду с этим Гегель утверждал, что «идеал государства, где положение особенного было бы таким, каким его хотят видеть люди, не более чем мечта». С этой позиции он критиковал Платона, который, хотя и «нарисовал» нравственное государство, «то есть такое, где идея государства соответствует реальному существованию этой идеи», но «столь последовательно исключил особенность, что индивидуум обладает здесь лишь всеобщим существованием». Недостаток такого подхода объяснялся им тем, что «у греков идея не достигла еще той глубины, чтобы признать и особенное, представить себе такое состояние, в котором особенность могла бы действовать свободно и все-таки постоянно быть возвращаемой ко всеобщности. Платон исключил частную собственность, ибо, если господствовать должно только всеобщее, только оно должно быть душой, частная собственность существовать не может. Он исключил также в своем государстве семью, дети принадлежат не родителям, а государству, государство их воспитывает»51.

О
ДНАКО, 

нужно отметить, что критикуя Платона, Гегель (скорее всего, используя трактовку сочинений Платона Аристотелем) не совсем верно интерпретирует нарисованный им словами Сократа образ государственного устройства.

В идеальном государстве Платона (Сократа) частной собственностью, как и правом иметь семью, не должны были обладать только представители государственной власти — философы как руководители государства и воспитанные ими «стражники», призванные защищать государство и следить за соблюдением законности и порядка. Как доказывал Платон, помимо философского воспитания, жилище и имущество этих государственных лиц должны быть устроены таким образом, «чтобы это не мешало им быть наилучшими стражами и не заставляло бы их причинять зло остальным гражданам».

Согласно идее Платона, никто из государственных стражей порядка не должен был обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. «Затем, ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Припасы, необходимые для рассудительных и мужественных знатоков военного дела, они должны получать от остальных граждан в уплату за то, что их охраняют… Им одним не дозволено пользоваться золотом и серебром, даже прикасаться к ним, быть с ними под одной крышей, украшаться ими или пить из золотых и серебряных сосудов».

«Только так могли бы стражи оставаться невредимыми и сохранить государство. А чуть только заведется у них собственная земля, дома, деньги, как сейчас же из стражей станут они хозяевами и земледельцами; из союзников остальных граждан сделаются враждебными им владыками; ненавидя сами и вызывая к себе ненависть, питая злые умыслы и их опасаясь, будут они все время жить в большом страхе перед внутренними врагами, чем перед внешними, а в таком случае и сами они, и все государство устремится к своей скорейшей гибели»52.

Рассматривая эти слова с позиции сегодняшнего дня, с ними можно было бы согласиться, если интерпретировать их как указание на необходимость разделения политической власти (как власти, основанной на праве и законах государства) и денежной власти (кредитно-денежной эмиссии, обеспечивающей фиксацию прав и обязанностей членов гражданского общества в процессе их взаимодействия).

Кроме того, можно согласиться и с положением о том, что представители государственной власти не должны заниматься никаким видом хозяйственно-торговой деятельности, чтобы тем самым не погубить как «ремесла и торговлю» (основанные на принципе равноправного обмена), так и государственную власть.

С указанной позицией в целом согласуются и положения, высказываемые Гегелем, который особо подчеркивал, что органы государственной власти и госу­дарст­венные функции не могут быть объектом частной собственности.

Учитывая изложенное, получается, что между «идеальным государством» Платона и «по­ли­ти­ческим го­су­дарст­вом» Ге­геля не су­щест­вует столь серь­езных раз­ли­чий, как это пы­та­ется пред­ставить сам Ге­гель. И да­леко не слу­чайно, что на базе ге­ге­лев­ской фи­ло­софии в це­лом, его фи­ло­софии права и фи­ло­со­фии ис­то­рии в част­ности, вы­росли прямо про­ти­во­по­лож­ные по це­лям и нап­рав­ле­ниям по­ли­ти­чес­кие и фи­ло­софс­кие те­че­ния и доктрины.

ПЕРВОЕ «ПРИШЕСТВИЕ»
ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Гражданское общество
как образ «Левиафана»

Гражданское общество
как развивающееся
«политическое тело»